Сущность Великого поста, который длится шесть недель и ведет к Страстной седмице и величайшему празднику – Пасхи, лучше всего выразить словами «светлая печаль». В этот период церковного года – скорбный и возвышенный одновременно – перед человеком с особой ясностью возникает образ его греховности, его отдаленности от Бога и звучит обращенный к нему призыв к покаянию, как преодолению той преграды, которую он воздвиг между собой и Богом.
Русское слово «покаяние» есть перевод греческого понятия «метанойя», которое дословно означает «перемену ума». Пост призывает не к бесплодному самообвинению, которое может вести к потере веры в самого себя, к пессимизму и отчаянию, а к возвращению на должный путь, который ведет человека обратно к отчему дому, к его подлинной отчизне.
Библейское откровение с предельной ясностью говорит нам, что природа человека двойственна. Человек, по слову Державина, «одновременно царь и раб» и эти два начала находятся в состоянии постоянной борьбы. Подобную мысль мы находим и у Достоевского, который сказал, что Сатана борется с Богом, а поле битвы душа человека.
Согласно Священному Писанию человек есть храм, но храм падший и нуждающийся в очищении и возрождении. Он носитель образа Божия, но образ этот замутнен и нуждается в обновлении постом и молитвой.
Церковь Христова, призывая к раскаянию и обновлению сердца, одновременно решительно отвергает уныние, приравнивая его к духовной смерти и клевете на человека.
Проповедь Великого поста содержит не только призыв к покаянию, ибо проповедь эта содержит одновременно то благовестие, без которого сам акт покаяния теряет свой смысл. Это есть весть о богосыновстве человека, в котором Бог на веки соединил Себя со Своим творением.
Пост свидетельствует о первозданной природе человека, об его вечной близости к Богу, которая грехом была нарушена и ослаблена, но уничтожена быть не может.
В своей последней глубине Великий пост есть благовестие грядущей Пасхи и его печаль есть лишь путь к радости Воскресения.
В первые дни Великого поста читается Великий Канон, написанный в VIII веке епископом острова Крит, Андреем. Это выдающееся произведение литургической поэзии сравнивает состояние человеческой души с образами Ветхого Завета и пробуждает человека к ответственности за свою жизнь, помогает человеку увидеть и оценить самого себя в свете вечности. Это самопознание ведет верующее сознание не к отчаянию, а к новому началу – к обновлению ума и сердца. В этом и сила и красота Великого поста.
Пусть будут святые дни Великого поста для каждого из нас днями пребывания как бы в духовной санатории и да выйдем мы из нее лучшими чем были до сих пор. Да поможет нам в этом Господь Вседержитель!