Владимир Басенков
Интервью с протоиереем Петром Александровичем Перекрестовым
– Так больше плюсов или минусов?
– Составить таблицу с плюсами и минусами не могу. В Америке точно надо сильно работать. Сохранить свою веру
и русскость здесь вполне возможно. И спасаться можно. Я не считаю, что в Греции, Украине, Румынии или России легче воспитывать детей и легче спасаться, нежели в Америке. Везде трудно, везде искушения, везде свои проблемы, везде вызовы, но и везде Господь, везде Его благодать и радость!
Любопытно: весной нынешнего года Левада-центр и Pew Research Center провели опрос в 14-ти странах на предмет «Религиозность в период пандемии». Около 70% граждан России при ответе на вопрос о вероисповедании отнесли себя к православным христианам. На главный вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет религия?» – 15% опрошенных ответили, что религия играет очень важную роль. В этом плане русские близки к жителям Великобритании и Австралии и находятся примерно в середине списка. На последнем месте в списке – Япония и скандинавские страны. А США, к удивлению, на первом месте в списке: 49% опрошенных отвели религии очень важное место в своей жизни. Это говорит о том, что религия в США, несмотря на немалые перемены в обществе, еще сильна и занимает важную роль.
Немало русских уехало из России по экономическим причинам, и именно здесь, в Америке, они стали патриотами
России и воцерковились. Есть такие, кто приезжает сюда из России и ругает свою родину, – я этого не понимаю. Это же родина, там и близкие, там могилы родных,там друзья, там они получили образование, там им была привита культура. Но и наоборот, люди из России, приехавшие сюда, получившие здесь работу и много возможностей, в том числе и образование, потом возвращаются в Россию и ругают Америку, живя на заработанные в Америке деньги и сохраняя свой американский иммиграционный статус – «на всякий случай». Среди таких есть и те, кто именно здесь открыл себе Православие и начал ходить в храм. Такая неблагодарность – нехорошо и неприемлемо. Надо за все благодарить Бога и понимать Промысл Божий в нашей жизни.
Впрочем, я недавно прочитал интересные слова замечательного русского композитора Георгия Васильевича Свиридова о себе:
«Я русский человек! И дело с концом. Что еще можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. Пусть и живет. Но русский человек – это русский человек. Во мне течет русская кровь…»
– Совершенно верно. Гражданство и нация – далеко не всегда тождественны. Расскажите, сколько сегодня
приходов в вашей епархии? И как много здесь православных, каких юрисдикций?
– В обширной Западно-Американской епархии немного более 40 приходов в 8-ми разных штатах (в том числе и на
Гаваях) и в Мексике. Самый большой монастырь у нас женский, в пустыне Аризоны, обитель преподобного Паисия Величковского, там около 25-ти монахинь, все американского происхождения, служба проходит на английском языке. Во время пандемии у нас открылось два новых прихода в штате Аризона – в пригороде Феникса и в городе Тусоне. Калифорния стала очень дорогой для жизни, особенно жилье, поэтому люди отчасти переезжают в Техас, Аризону и Юту. Правда, там уже цены на недвижимость возросли в несколько раз. На Западе США представлены все православные юрисдикции: греческая, антиохийская, сербская, болгарская, американская (Православная Церковь в Америке), русская. У нас здесь очень хорошие и доброжелательные взаимоотношения со всеми. Наше единство было достигнуто немалой ценой, в 2007 году, и мы должны хранить его как зеницу ока.
– Теперь к приходу. Сначала – об истории его основания.
– Наш приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был создан в 1927 году группой прихожан из первого православного прихода в Америке, Свято-Троицкого. Первый храм сего прихода был воздвигнут в честь святого благоверного князя Александра Невского, второй (оба храма сгорели) – в честь святителя Василия Великого (именно в нем служил будущий Всероссийский патриарх, святитель Тихон, который провел в Сан-Франциско около пяти лет и, между прочим, имел и американское гражданство), а Троицкий собор – третий храм сего прихода. Эта группа прихожан была верна Соборной Церкви – так тогда часто именовалась Русская Зарубежная Церковь, поскольку практически все архиереи, находящиеся за пределами Советского Союза, входили в ее состав. Когда в 1927 году правящий архиерей Американской епархии, митрополит Платон (Рождественский), решил выйти из подчинения Соборной Церкви, эта группа прихожан и основала общину Русской Зарубежной Церкви. Первоначально община молилась в съемных помещениях, а в 1940-х годах приобрела англиканский собор, памятник архитектуры Сан-Франциско – храм построен из калифорнийского красного дерева. В 1950-х годах в Сан-Франциско был большой приток русских из Китая, и они загорелись идеей постройки нового собора в русском стиле. К строительству приступили в начале 1960 года, а завершили в 1966-м. В том же году 14 марта, в день Торжества Православия, святителем Иоанном (Максимовичем) была совершена первая литургия в новом соборе. И с тех пор у нас литургия и вечернее богослужение совершаются ежедневно, уже более 55-ти лет.
– На сегодняшний день община большая? Состоит из русских, или же есть представители других национальностей, в том числе местные?
– В пределах самого Сан-Франциско 14 православных храмов (при населении 875 000 человек). В свое время наш приход был самым большим в русском зарубежье, но с годами он значительно уменьшился, главным образом за счет ухода в другую жизнь старых прихожан, ассимиляции немалой части их потомков и дороговизны недвижимости в Сан-Франциско. В 1990-х годах в Сан-Франциско прибыло немало русских иммигрантов, которые пополнили ряды наших прихожан. В настоящее время наш приход небольшой, в него входят как потомки старых иммигрантов, так и представители последних иммиграций из России, Украины, Беларуси и Молдовы. В числе прихожан есть греки, сербы, румыны и немалое число коренных американцев. Например, регент хора на «славянской» ранней воскресной
литургии – американец.
– Есть ли какая-то закономерность в мотивации тех или иных прихожан-соотечественников, перебравшихся в страну из России и других территорий «русского мира»?
– Сложно сказать, у всех достаточно разные причины: то в «лихие» 1990-е люди решили искать убежище, то больной ребенок, которого лучше в Америке лечить, то это ученые, оказавшиеся невостребованными у себя на родине, то это люди, которые более не желали ничего советского в своей жизни (для них неприемлемы ни необольшевизм, ни неоязычество, ни возрождение культа Сталина), то приехали по экономическим причинам, то для реализации себя и своих бизнес-проектов, то это люди, которые для своих детей желают стабильности и более предсказуемого будущего, то приехали в США учиться и здесь остались, то в Америке нашли себе мужа или жену… У каждой семьи и каждого человека своя история.
Прихожане нашего собора из России ее любят, и у них здесь на самом деле даже больше реальных возможностей помогать людям и Родине, нежели если бы они жили там. Еще прибавлю: последний поток иммигрантов в Калифорнию – это по большей части люди, работающие в области информационных технологий. Они здесь по контракту и готовы переехать в любую страну в зависимости от работы и зарплаты. Они, как правило, живут в материальном достатке и комфорте, поэтому многим из этой категории храм реально нужен в редких случаях: покрестить ребенка (обычно без малейшего намерения приводить его на богослужения) или помолиться об умершем родственнике.
Людям из России, прожившим здесь более пяти лет, подчас уже сложно жить постоянно в России, хотя они на уровне
эмоциональном этого хотят. Но им трудно и на Западе оставаться. Со временем появляется тоска по родине, да и весьма непросто, когда их родные в России стареют и болеют. Таким образом, они находятся между двумя странами и двумя культурами и порой мечутся, не могут себе места найти.
– Вспомните самый яркий случай обращения кого-то из местных в Православие. Или просто интересный случай.
– Ну, вспомню последний случай: год тому назад я крестил молодого человека, Моргана, джаз-музыканта и серфера. Он из французско-американской семьи, которая в никакой храм не ходит. Моргана привел в наш собор друг, чтобы послушать пение хора, и Моргану пение очень понравилось. Он начал петь в хоре, слушать проповеди, самостоятельно изучать русский язык. Затем моя супруга начала с ним заниматься как церковнославянским языком, так и церковным уставом. Во время пандемии, когда наш собор был закрыт для прихожан, Морган и матушка совершали у нас дома всенощную и изобразительные, все пели и вычитывали. Таким образом Морган изучил гласы и даже научился задавать тон. Вот так Господь удивительным образом приводит людей в Свою Церковь. Теперь Морган еще и читает, и прислуживает у нас в храме. Даст Бог, он в будущем хотел бы служить в Церкви. Да, еще Морган очень любит людей, и своей симпатичностью и доброжелательностью открывает людям Православие.