Аста Аристова
КАИР
Рамсес II (1292-1225 до Р.Х.) прослыл мудрым правителем. Он старался избегать войн, но не всегда удавалось. Во время войны с Вавилоном Египет одержал победу и взял много пленных. С ними Рамсес поступил гуманно: он причислил их к своей личной охране со всеми правилами и привилегиями рядового египетского воина. Вавилоняне рьяно служили своему новому господину, а когда их срок службы закончился, то они не пожелали вернуться на далекую родину, а предпочли остаться в Египте. Они попросили фараона выделить им земли для постоянного места жительства, что Рамсес и сделал, предложив им селиться, где пожелают. Бывшие пленники выбрали себе место около реки, потому что оно напоминало им Евфрат. Рамсес согласился. И на берегу Нила выросло новое селение, которое назвали «Вавилон».
Прошли века, и от города не осталось и следа, но место сохранило название. В 332 г. до Р.Х. Египет завоевал Александр Македонский, и страна стала частью Греческой империи. Спустя 300 лет Рим покорил Египет, и римляне построили в Вавилоне крепость, стены которой частично сохранились. В 395 г. Римская империя разделилась надвое, и Египет стал частью Восточной империи, превратившейся в Византию. В 619 г. Персия завоевала Египет, а в
640 – арабы.
Недалеко от крепости Вавилон арабы построили мечеть, а вокруг нее разбили лагерь, благодаря чему это место стали называть «Аль-Фостан», т.е. «лагерь». В скором времени Аль-Фостан стал исламским центром Египта. В 750 г. на север от Аль-Фостана появился новый военный центр – Аль- Аскаре. Этот город быстро разросся и слился с Аль-Фостаном. В 870 г. основалась третья исламская столица – Аль-Катай. Однако Аль-Катай захватили враги и сожгли его. Город забросили, а уцелевшие камни пошли на постройку новой столицы, окруженной стеной. Столицу назвали «Аль-Кахира», что значит «Торжествующий», отсюда – современное «Каир». Аль-Кахиру заселили ремесленники, кустари и торговцы, и для защиты их Саладин решил воздвигнуть стену, создав, таким образом, цитадель.
В данное время в Каире проживает около 10 миллионов человек с плотностью 16,000 на квадратный километр. Город делится на три округа: Каир, Гиза и Калюб.
Каир – самый крупный город в Африке и, как и все древние столицы, это город контрастов. Есть здесь красивые тенистые улицы, особняки, дворцы, модные магазины, небоскребы гостиниц – Хилтон, Шератон, Радиссон… Но большая часть города состоит из однообразных пяти-шестиэтажных домов коричневатого цвета с широкими окнами. Большинство зданий в плохом состоянии: штукатурка лупится, рамы окон покрыты ржавчиной, вывески покосились. Некоторые здания сверху донизу покрыты вывесками, напоминающими латки на одеяле. Грязно, бедно, неуютно.
Мы ехали по одной из главных магистралей, от которой отходили улочки, зачастую немощеные, со всяким мусором на тротуаре и на мостовой. Магистраль рассчитана на два, местами – на три ряда машин в оба направления. Но автомобили, автобусы и грузовики всех «возрастов и мастей» сбились в кучу, и казалось, что каждый ехал, как ему вздумается, часто перерезая друг другу путь. К этому примешивались пешеходы, которых тоже очень много, и они переходили улицу, как и где угодно, не соблюдая правил движения. Порядок содержался только в отдельной полосе для вьючных животных. Между тротуаром и мостовой –отгороженная низким барьером по обе стороны улицы, шла полоса, по которой двигались грязные худые лошади с огромными возами со всяким грузом, ослы с непосильными ношами и время от времени гордые верблюды, надменно закидывавшие голову. Их холят и уважают больше, чем другую скотину.
Большинство мужчин одеты по-западному, но многие носят широкие балахоны (галабали) всех оттенков бежевого и серого. Более молодые мужчины ходят с непокрытой головой, пожилые – в тюрбанах. Женщины – в галабали, с платками на головах, но лица открыты. Ехали медленно. Движение большое, и можно рассмотреть почти каждого. Вот два худеньких старичка в грязных тюрбанах и таких же грязных рубахах, и широких штанах до колен подметают тротуар. У веников короткие ручки, и уборщики сгибаются в три погибели. Собрав кучку мусора, старичок берет кусок картона и голыми руками сгребает на него мусор. Затем он с трудом выпрямляется и медленно, слегка переваливаясь из стороны в сторону, идет к стоящему неподалеку бидону и стряхивает в него сор. Возвращается, нагибается к самой кучке и раздувает мелкую пыль.
– Ну, и работка! – вырвалось у меня.
– И он, наверное, благодарен, что хоть такая есть, – ответил Олег. – Посмотри, сколько мужчин ходит по улицам! Почему они не на работе? Сегодня не праздник.
– У нас очень высокая безработица, – как будто услышав наш тихий разговор, заметила вдруг Тони. – Видите, сколько мужчин на улицах!? Ведь это все безработные.
Многие выстраиваются в шеренгу и ждут, чтобы их кто-нибудь нанял на поденную работу. В тени виадука, на земле, сидели мужчины. Перед каждым стояли его инструменты. У одних они стояли в стаканах, у других – аккуратно расставлены столбиками на газетном листе. Это были напильники всех размеров, долота, рашпили и пр. Мол, готов к любой работе, будь то по дереву или металлу.
Автобус перешел в средний ряд, и теперь перед глазами появились кузова грузовиков. На одних лежали туши, слегка
прикрытые мешковиной. Вот проехали два грузовика с ящиками яиц.
– Видите, почему я советовал вам не есть омлетов? – шепотом спросил Берри. – Когда яйца так постоят несколько часов на солнце, Бог знает, что в них может завестись.
Проехав еще некоторое время по однообразным улицам, где почти все здания требовали покраски и ремонта, мы поехали вдоль длинной сплошной стены, которая, в отличие от жилых домов, находилась в хорошем состоянии. Над стеной высились купола мечетей и изящные башенки минаретов с ажурными перилами балконов на макушке.
– Это каирское кладбище – одно из самых крупных в мире! – сказала Тони. Мусульмане верят, что после смерти тело усопшего принадлежит Аллаху. Настоящие арабы хоронили тело в песке и оставляли на произвол судьбы. Они не ставили на могилу ни плиты, ни камня и не посещали усопших. Этот обычай сложился из-за кочевого образа жизни. Покойников хоронили недалеко от лагеря, а потом уходили невесть куда и зачастую навсегда. Так что посещать могилы было невозможно. И такое простое захоронение охраняло труп от хищения.
По мере того, как арабы завоевывали другие земли и стали оседлым народом, они изменили свои привычки. Появились кладбища, стали ставить могильные плиты или камни, но никаких надписей и посещений. Это подчеркивает то, что после смерти перед Аллахом все равны. Мусульманские кладбища отличаются от христианских запустением: могилы заросшие и никто за ними не ухаживает. Могилы именитых людей посещаются только туристами, и только гиды знают, где кто похоронен.
Все это шло вразрез с египетским представлением о захоронении. Испокон веков египтяне мумифицировали тела усопших и строили для них специальные здания, а когда египтяне приняли Ислам, то они оставили за собой право хоронить членов семьи в склепах, поэтому каирское кладбище отличается от всех мусульманских. У каждой семьи на кладбище – свой участок, отгороженный высокой стеной. На этом участке здание, состоящее из двух помещений – одно для по- койника, другое – для сторожа. Из-за того, что население Каира сильно увеличилось, не хватает жилой площади, во многих склепах сторожа живут со своими семьями. В Каире – два некрополя и четыре кладбища, составляющие 6.4% всей площади города. В некрополях проживает 179,000 человек, причем 20,000 из них живут в склепах, а остальные ютятся на периферии.
Когда человек умирает, тело его омывают, заворачивают в саван, относят на кладбище и кладут в комнату для мертвых, где оно лежит 40 дней. В течение этого времени дверь туда открывать нельзя, и если придет вторая смерть, то того человека нужно хоронить в другом месте. За 40 дней тело истлевает, и сторож хоронит кости в полу или в стене склепа. Мужчин хоронят отдельно от женщин. К сожалению, времени на посещение кладбища у нас не было. По расписанию у нас – цитадель.