ЕГИПЕТ # 11

ЕГИПЕТ

Аста Аристова

МОХАММЕД АЛИ

Мохаммед Али родился в 1769 г. в Албании, входившей в то время в Оттоманскую империю. Отец его торговал табаком. Поступив на военную службу, Мохаммед Али стал быстро продвигаться благодаря смелости и недюжинному уму. Он был строг и справедлив и завладел любовью и полным доверием подчиненных.

В 1801 г. его послали в Египет во главе албанской армии, освобождать страну от французов. В то время вь Египте царил полный хаос, и Мохаммед Али быстро навел порядок, а у Наполеона были другие проблемы, и он решил отказаться от египетской экспедиции.

Увидев, что Египет – богатая страна, Мохаммеду Али захотелось стать ее главой и учредить свою потомственную династию. Продолжая играть роль верного слуги перед Стамбулом, Мохаммед Али принялся за дело. До него турецкие ставленники-паши собирали налоги с населения, отправляли в Турцию положенную часть, а остальное шло на личные нужды. Мохаммед Али понизил налоги, продолжая отправлять по традиции только часть положенного, а остаток отпускал на нужды самих египтян, чем завоевал доверие, любовь и укрепил свою власть. Он расправился с мамелюками и оказывал давление на влиятельных лиц, чтобы они «замолвили за него словечко» перед султаном и оставили пашой еще на срок.

Султан соглашался, а Мохаммед Али продолжал улучшать социально-экономическое положение страны: он создал оросительную систему, увеличив посевную площадь в четыре раза. Открыл школы медицины, инженерии, искусства
и первую школу для девочек. При нем женщины получили право голоса, таким образом опередив Европу на десятки лет. Он ввел новые культуры, среди которых на первом месте стоял новый вид хлопка с особенно длинным волокном. Он также развил хлопчатобумажную промышленность и переработку сахара.

Главное: Мохаммед Али создал египетскую армию и флот в Александрии. Когда турки решили, что паша стал слишком сильным, они послали в Египет войско, но Мохаммед Али оказался сильнее. В 1819 г. он перешел в наступление и двинулся на Сирию, под влиянием Великобритании он сдался, но с условием, что останется в Египте в качестве наместника султана и что это будет переходить по наследству. Последним из его династии был король Фарук, бежавший из Египта во время революции 1952 года, когда к власти пришел Гамал Абд эл Нассер.

Мечеть Мохаммеда Али

Самое замечательное сооружение Мохаммеда Али – алебастровая мечеть его же имени. Построена в 1830 г. в середине цитадели Саладина, на месте бывшего дворца. Мохаммед Али выписал из Турции Юсефа Бошна, известного архитектора. Бошна построил мечеть в стиле Св. Софии, где купол покоится на четырех квадратных столбах. Центральный купол – 21 метр в диаметре и 52 метра высотой, окружен четырьмя полукуполами.

Как и все мечети, и эта состоит из двух частей – двора и здания, где происходит моление. Квадратный двор окружен галереями с тонкими мраморными колоннами под куполами, похожими на ряд зонтиков. Посреди двора – крытый мраморный фонтан под восьмиугольным навесом с гранеными колоннами и с крышей, похожей на китайскую шляпу с приподнятыми полями. Это фонтан для омовений перед молитвой.

С западной стороны, посреди галереи, высится красивая четырехугольная башня из ажурной меди. На башне часы,
но они стоят. Это подарок французского короля Луи Филиппа в обмен на обелиск, красующийся в Париже на Плас де ля Конкорд. Механизм часов настолько примитивен, что их надо заводить каждые 6 часов, а для этого держали специального человека, который регулярно заводил часы. Но вскоре это упразднили.

Прошли по тенистой галерее и подошли к входу с типичной арабской аркой. Здесь надо было снять обувь. Еще за день до этого нас предупредили, что пойдем в мечеть и что руки и ноги должны быть покрыты, поэтому все в группе надели либо длинные юбки, либо брюки, и у всех были длинные рукава. Но многие туристы не обращают внимания
на обычаи посещаемой страны и ходят, как им удобно: в рубашках с короткими рукавами, коротеньких юбочках и шортах. Перед входом в мечеть им дают длинные зеленые балахоны, которые стягиваются шнурком на шее, и только
тогда их впускают. Вид у них смешной, и на лицах мужчин – полное негодование. Так и хотелось им сказать: «Со своим уставом в чужой монастырь не суйся!»