Ростислав Полчанинов
В Югославии в 1930-х годах русские эмигранты встречали 31 декабря Новый год по московскому времени, не в 12 ночи, а в 10 вечера. Такая разница была во времени. Мы собирались у знакомых, у которых было радио и ждали «бой часов с кремлёвской башни». После 12-го удара мы поднимали рюмки и говорили «С новым годом» и выключали радио. Слушать поздравления партийцев с Новым годом мы не хотели. Последним тостом было у нас «в будущем году в Москве». Это был тот обязательный тост, который поднимают на Песах (еврейская Пасха) евреи с древних времён, говоря «в будущем году в Иерусалиме».
Ни мы, ни наши друзья «Старый Новый год» не отмечали.
Но многие русские и сербы встречали Новый год дважды. Почему? Во-первых это было поводом опять повеселиться и выпить шампанского. Думаю, что это было главным. Но было и такое объяснение: встречали Новый год, но никакого «Нового счастья» он нам не принёс. Попробуем встретить Старый Новый год, может быть, он принесёт нам это самое «новое счастье». Поздравление «С новым годом, с новым счастьем», конечно, серьёзной критики
не выдерживает. Счастье не может быть ни новым, ни старым, а гражданский Новый год мы отмечаем, но не как самый большой зимний праздник. Для православных это Рождество Христово. На Рождество есть традиция колядования – ходить со звездой и славить Христа, а на Святках есть традиция ходить к соседям и петь «Щедривки» – славить хозяев и просить: «Щедрик-ведрик, дайте вареник, грудочку каши, кольцо колбаски»… Об этом у Гоголя.
О народных обычаях и традициях есть у русских книга Ивана Сергеевича Шмелёва (1873- 1950) «Лето Господне» (первое издание Белград 1933), и другого такого обширного труда о русских народных обычаях не встречал.
Церковный Новый год называется Новолетием и отмечается как праздник 1 сентября (по церковному Юлианскому календарю). К 1 сентября крестьяне собирали урожай в житнице и получали заслуженный тяжким трудом отдых.
«Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю,» –говорили и кидали пшеницу. Это русское народное поздравление. В русских деревнях, быть может, до сих пор хранятся народные обычаи, включая Святки – время между Рождеством и Крещением, а там, где не сохранились, приятно видеть, что в наши дни их иногда кое-где возрождают.
Крестьяне были всегда и везде главными хранителями народных обычаев. Когда я рос, в моём окружении ни дворяне, ни мещане народных обычаев особенно не сохраняли, а у меня был к ним большой интерес. Однако у Льва Толстого в «Войне и Мире», который я в детстве читал с моим приятелем Борей Мартино, о Святках упоминалось: гадание, катание на санях, ряженье «Наряжённые дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней… потом начались песни, пляски,
хороводы и святочные игры». В этой картине Толстой показал, что дворянство всё же имело тесную связь с народом разных сословий, и, конечно, он описал известную сцену святочного гадания Наташи Ростовой и ее лучшей подруги и троюродной сестры Сони…
Наш церковный календарь называется Юлианским, потому жрецы, в ведении которых был календарь, злоупотребляли своим правом. Если им было выгодно, они могли год продлить на несколько недель или сократить. Гай Юлий Цезарь заметил неточности и приказал привести календарь в порядок. Новый год у римлян начинался 1 марта (весна) и кончался в феврале, последним месяцем зимы, но в связи с административными делами, Цезарь повелел начинать год с 1 января. Поэтому сентябрь, который раньше был 7-м месяцем, стал девятым, а декабрь (дека–10) – 12-м. Календарь был приведен в порядок, но на какие-то минуты стал отставать от вращения земли вокруг солнца. Это было замечено астрономами при римском папе Григории ХIII, который приказал внести поправки и в 1582 году ввел во всех католических странах новый календарь, названный его именем, Григорианским. Православные и протестанты сперва отказались признавать Григорианский календарь, но постепенно и протестанты, и некоторые православные перешли на новый стиль, как на более правильный. Каждые 100 лет надо было добавлять один день. В ХVIII разница была 11 дней, и Вашингтон был записан, как родившийся 11 февраля. Разница в ХIХ была 12 дней, в ХХ – 13 дней, а в ХХI, в виде исключения, остались те же 13 дней.
От моей мамы, которая тоже такими вещами интересовалась, я знаю много народных суеверных пословиц. Например, чтобы не сглазить, надо было постучать пальцем по столу или чему-то деревянному и сказать, будь то любой день в неделе: «Сухо дерево, завтра пятница». Насчёт суеверия наших моряков есть такой анекдот. Английский адмирал говорит приятелю о суеверии русских моряков, которые в понедельник не выходят в море и добавляет: «Было бы понятно, если бы не выходили в море в пятницу».