К истории газеты РУССКАЯ ЖИЗНЬ

Зоя Градова

А.И. Делианич, урожденная Степанова, была дочерью И. И. Степанова, который так же, как его отец и дед, был адмиралом Российского императорского флота. После оставления Крыма войсками генерала Врангеля, семья эвакуировалась в Югославию. Ариадна Ивановна окончила в Белграде факультет журналистики, после чего стала сотрудницей журнала “Женщина и мир” и писала под псевдонимом Ара Мирит. Молодую талантливую журналистку, к тому же владевшую четырьмя языками, отправили в качестве корреспондента в Истамбул, где она успешно трудилась, пока не начался конфликт между греками и турками, после чего ей пришлось оставить Турцию и вернуться в Белград. Вскоре Ариадна Ивановна вышла замуж за капитана югославской армии А. Делианича, погибшего на фронте в 1941 г.

Как многие русские в Югославии во время Второй мировой войны, она оказалась в ситуации, которую можно кратко определить: “между молотом и наковальней”. С одной стороны, страна была оккупирована немцами и итальянцами, их союзниками были враждебные сербам хорватские усташи, с другой – наступала Красная армия и активизировались красные партизаны Тито, в противовес им действовали отряды четников во главе с Дражей Михайловичем. А. И. Делианич оказалась в рядах последних. Была ранена, попала с отступившими частями четников в Австрию, где чудом спаслась от насильственной выдачи советской стороне, по навету оказалась интернирована англичанами и провела более двух лет в лагере Вольфсберг. Потом лагерь ди-пи и эмиграция в США, где пришлось начинать с нуля. Вскоре Ариадна Ивановна познакомилась с “Русской жизнью”, начала с ней сотрудничать и в 1954 г. заняла пост главного редактора

После окончания войны политические пристрастия русской диаспоры на Западном побережье США достаточно четко определились как антикоммунистические. Уже не нужно было гадать о будущем устройстве России – оно было, увы, определено; нужно было активно бороться против насильственной депортации русских в СССР, спасать застрявших на Тубабао беженцев из Красного Китая, помогать ди-пи в Европе. Вся эта послевоенная драма нашла свое отражение на страницах “Русской жизни”. В ней публиковались списки ди-пи, призывы о помощи, воззвания “Делового комитета помощи русским на Тубабао”, печатались обращения в Сенат и Конгресс США.

Последовавший период “холодной” войны закрепил за газетой репутацию “старейшей антикоммунистической”, что неоднократно подкреплялось соответствующими заявлениями редакции. Исчез балакшинский плюрализм и беспристрастность Гинса. В период 1941–1946 гг., когда США, по выражению А. Н. Вагина, “искали дружбы с Москвой и Политбюро, ‘Русская жизнь’ не могла отчетливо выявить своей\ программы – при запутанности идей, принципов, программ в окружающей среде. Теперь наступила эпоха… крестового похода, эпоха освобождения мира от тлетворного, разлагающего влияния Коминтерна и Политбюро. Теперь жизнь требует от нашей газеты проявления большего внимания к текущим событиям, дабы дать русским читателям и американцам возможно больше информационного материала для правильной оценки и подхода к русскому вопросу. Отныне на страницах ‘Русской жизни’ найдут свое место мнения всех трех течений русской политической мысли: монархической, непредрешенческой и демократической, и возможно широкое освещение событий, происходящих в самой Сов. России и за железным занавесом – независимо от того – согласны мы или нет с происходящим там”.

Личные качества самой Ариадны Ивановны Делианич, ее жизненный опыт и политические взгляды также во многом определяли содержание газеты и ее основную линию, выражением которой стало создание организации “Крестовый поход во имя правды”. Во второй раз в своей жизни газета “сдала в аренду” свои страницы политической организации. Во главе “Крестового похода” стояли профессор А. Д. Билимович и Н. М. Неклюдов; материалы организации выходили в качестве приложения к газете, напечатанные на зеленовато-голубой бумаге.

Организация формулировала свои цели следующим образом:

01. Способствовать, помогать и оказывать поддержку идее индивидуальной и национальной в противовес
коммунистической доктрине.

02. Способствовать,помогать и поддерживать усилия, направленные освобождению порабощенных коммунизмом
народов России, в противовес коммунистической системе и идеологии, а также стратегии коммунизма, направленной к захвату власти во всем мире.

03. Способствовать помогать и оказывать поддержку идее взаимопонимания между народами, бороться против
предубеждений, шовинизма, намеренно раздуваемой дискриминации.

04.Обличать ложь коммунистической пропаганды и всякой пропаганды, поддерживающей и проводящей в жизнь коммунистические цели.

05. Всемерно стремиться к восстановлению перед мировым общественным мнением честного имени России и ее народов, ставших первыми жертвами коммунистического заговора… Для достижения вышеобозначенных целей проводится изучение вопросов, связанных с ними, собирается, сортируется и анализируется материал, который затем подлежит публикации и распространению всеми имеющими быть в распоряжении организации средствами…”

Несмотря на то, что Андрей Дикий в одном из своих писем к А.И. Делианич называл Сан-Франциско “глухой политической провинцией”, таковой она была, скорее, в глазах эмиграции Восточного побережья; сама же по себе русская диаспора Калифорнии занимала активную сильную позицию, примером чему служит и “Крестовый поход во имя правды”, просуществовавший 10 лет (с 1956 по 1966 гг.), и сама “Русская жизнь”, на страницах которой велась активная политическая борьба.

Большим испытанием для “Русской жизни” стал скандал, разразившийся во время строительства нового кафедрального собора в Сан-Франциско. Несмотря на то, что газета призывала “проблему… решить ‘миром’ всех
православных жертвователей, и не откладывая, т. е. прежде чем создавшееся грустное положение станет достоянием иноязычной или враждебно настроенной прессы, в виде очередной дневной газетной ‘сенсации…’”,
несмотря на все попытки газеты занять нейтральную позицию, представить все враждующие стороны, ее страницы превратились в поле битвы. Нейтралитет соблюсти не удалось. В мае 1963 года был опубликован ряд статей,
направленных против некоторых членов Свято-Скорбященского собора, которые подали на газету в суд за клевету. Решение судьи было в их пользу. В связи с этим “корпорация ‘Русская жизнь’, редактор газеты А. И. Делианич и Г.Г. Бологов и С. Д. Иванов желают настоящим заявить, что все унизительные или оскорбительные заявления, или бросающие тень по адресу вышеперечисленных лиц, были помещены в результате заблуждения или невольных ошибок и приносят свои извинения за выражения, употребленные в статьях”.

В 1977 г., после 23 лет работы в газете, Ариадна Ивановна и ее верная помощница и подруга Ирина Николаевна Обухович оставили газету и ушли на пенсию, переселившись в г. Брайт. А.И. Делианич скончалась в феврале 1979 г.

После ее ухода снова сменилось несколько редакторов: Н.Н. Петлин (1972–1982, 1988 ), Ю. В. Крузенштерн-Петерец (1982– 1983), А. А. Соллогуб (1983–1988), К. Псакян, Г. Б. Ависов.

Подводя некоторые итоги 90-летней истории газеты, хотелось бы немного остановиться на финансовой стороне этого долголетнего издательского проекта эмиграции, а точнее – на финансовых трудностях газеты. “Русская жизнь” на протяжении всей своей истории испытывала финансовые проблемы и периодически пыталась их решить несколькими способами. Один, характерный для большинства общественных организаций, – это устройство концертов, балов, обедов, чашек чая. Работают на них, как правило, и сами сотрудники редакции, а также друзья и доброхоты. Второй – это попытки увеличить число подписчиков с помощью бесплатных приложений. В послевоенный период таких попыток было несколько. Первой был выпуск с марта 1951 г. ежемесячного приложения двух церковных бюллетеней “За церковь” под редакцией преосвященного Иоанна, епископа Сан-Францисского, и “Голос Церкви” под редакцией преосвященного Нафанаила, епископа Престонского и Гаагского. Надежды, возложенные на эти приложения, не оправдались, и издание бюллетеней, по независящим от редакции причинам, пришлось прекратить
в 1952 г. Второй попыткой стал литературно-политический ежемесячник “Русская жизнь”, выходивший в качестве приложения к газете. Материалов для печати в то время было более чем достаточно, на страницах пусть даже ежедневной газеты невозможно было поместить все интересные статьи и заметки, очерки, стихи.