Пасха НА ВОЙНЕ

Походная полковая церковь.

Ростислав Полчанинов

На протяжении столетий захватчики бесконечными волнами приходили на Русь как с Востока, так и с Запада. Столетиями лилась потоками русская кровь. В период с 1055 по 1462 год летописи сообщают о 245 вторжениях, включая величайшее для Руси бедствие – татаро-монгольское нашествие. С первой победы на Куликовом Поле, одержанной возрождённым Русским Государством в 1380 году, до Брест-Литовского мирного договора с Германией, подписанного в 1918 году большевиками, разрушившими историческое Российское государство, России пришлось провести 334 года в состоянии войны, то есть практически две трети своей истории. Далеко не все народы могли выстоять в таких условиях, и некоторые навсегда исчезли из истории. Русский народ был известен невероятной стойкостью и выносливостью, а также глубокой Верой.

«Не в силе Бог, но в Правде!» – сказал св. Благоверный Великий Князь Александр Невский перед Невской битвой, выйдя с ма лой дружиной против вторгшихся шведов и одержав блестящую победу. В этом году отмечается 820-летняя годовщина Ледового побоища на Чудском озере. Сражение произошло в субботу, 5 апреля 1242 г., во время Великого поста. В воскресенье, 6 апреля, Александр Ярославич с войском стояли «на костях», хоронили убитых, 7-го русское войско триумфально въехало в освобождённый Псков, и в Страстной понедельник, 14 апреля, юный полководец поехал с дружиной в Новгород праздновать победу и «Праздников Праздник и Торжество из Торжеств» – Святую Пасху 20 апреля 1242 г.

По поводу Пасхи во время войны есть некоторые интересные исторические документы и воспоминания, а та кже мои собственные мемуары и сведения из семейной истории.

Отечественная война 1812 года и победоносный заграничный поход России 1813– 1814 годов за вершились в день Светлого Христова Воскресения. Император Александр I-й стремился показать Европе, где уже был виден спад религиозности, что он истинно верующий православный государь. Он постился и в еде, и в чувствах, не давая проявлению какой-либо ненависти к поверженному врагу. На площади Согласия, где некогда был клуб Якобинцев, кровавый эшафот и гильотина, к Пасхе 1814 года был воздвигнут алтарь, вокруг которого собралась вся русская армия. Семь священников в богатых облачениях совершили богослужение. Многотысячная паства, состоящая из русских воинов, пришедши х сюда через всю Европу, грянула: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Французы в ошеломлении и восторге, с выпученными глазами взирали на величайшее религиозное действо. «Всё замолкло, всё
внимало! – вспоминал потом Император Александр. – Торжественная это была минута для моего сердца; умилителен, но и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедимой воле Провидения из холодной отчизны Севера привёл я православное моё русское воинство для того, чтобы в земле иноплеменников, столь недавно ещё нагло наступавших на Россию, в их знаменитой столице, на том самом месте, где пала царственная жертва от буйства народного, принести соборную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу».

Русско-турецкие войны охватывают период длительностью 351 год (1568 –1918 годы). За этот период Россия и Турция находились в состоянии войны 69 лет. Русские нередко шли добровольцами воевать против жестокого турецкого ига над единоверцами-православными славянами и греками и мечтали о возвращении Царьграда-Константинополя, чему всячески противились Западные державы.

Русские войска во главе с императором Александром I-м входят в Париж. 1814 год

Участник Балканской войны 1877–1878 гг. И. Верунин рассказывает о случае на Пасху в городе Станимаке в Родопских горах (Турция, впоследствии Болгария), населённом болгарами и греками. Когда армия Сулеймана-паши была разбита русскими, некоторые башибузуки остались в горах. «Мы (офицеры) решили пойти в греческую церковь и помолиться. Но греческое богослужение, сходное с нашим по обрядности, все-таки для нас было малопонятным. Душа и сердце болезненно сжимались от скорби и жалости, что мы не в России и обречены встретить Светлое Христово Воскресение во время начавшейся оккупации!.. Вдруг командира нашего батальона внезапно вызвали из церкви. Говорят, казак приехал с донесением, и, кроме того, с каким-то сообщением прибыли из подгорной деревни болгарские гонцы». Оказалось, что башибузуки собрались в Пасхальную ночь напасть на православные церкви, и население было в ужасе.

Въезд Александра Невского во Псков. Художник В.А. Серов

Приближа лась полночь. Темень страшная, хоть на небе и вызвездило. Болгары не спят, женщины готовят праздничные яства, а мужчины приготовляются к самозащите : осматривают старинные свои кремневые «пущки» (ружья), ятаганы, ножи, пистолеты. Русских нет на биваке: они все на позиции и на сторожевых постах, в пикетах и секретах. Все приготовились к бою. Орудия заранее были наведены на ближайшие пути наступления. Для успокоения братушек решили ровно в двенадцать часов ночи произвести три боевых священно-салютационных орудийных выстрела: дать знать, что «Христос Воскрес». Болгарская церковь была заперта и темна со всех сторон. Мы посмотрели на часы — ровно двенадцать.
– Двенадцать, господа, – сдавленным голосом прибавил капитан.
– Да, двенадцать… – беззвучно как-то повторили и мы и сразу почувствовали, как у каждого словно что-то шевельнулось в груди.
– Первое! – громко скомандовал артиллерийский прапорщик.
Грянул густой орудийный выстрел и эхом загрохотал по Родопским вершинам. На одной из них ярко вспыхнула как бы крупная звезда, и свежее эхо ответило оттуда об удачном разрыве гранаты. Мы сняли шапки и перекрестились.
– Второе! – скомандовал артиллерист.

Снова вся окрестность дрогнула, и снова загудела орудийная граната. Волной повторило эхо наш привет православной стране.
– Третье! – снова раздалась команда.

И третья граната понеслась по Родопскому ущелью и разорвалась в густом сумраке ночи.
– Христос Воскресе! – сняв фуражку, торжественно проговорил капитан.

И все мы похристосовались.
– Христос Воскресе , братцы! – обратился капитан в ту сторону, где были солдаты.

В густой темноте послышался шорох, и оттуда раздалось:
–Похристосуйтесь, братцы, между собою! – громко приказал начальник, и в темноте снова задвигались, зашептались и раздались троекратные лобзания «серых».

Так на боевой позиции наступил Светлый праздник. В два часа дня началось в церкви торжественное богослужение. Церковь не вместила всех молящихся, и их много стояло на дворе, в церковной ограде. Болгары плакали, плакали от радости…Молились и наши солдатикиь о благополучно проведенной ьночи под Светлый праздник!»

Балканская война 1877-1878 гг.

О «Самой лучшей Пасхе» 1904 года во время Русско — японской войны писал в воспоминаниях Капитан 1 ранга барон Мирбах: «В страстную субботу адмирал Макаров приказал миноносцам «Грозовой» и «Выносливый» приготовиться к походу и передь выходом в море подойти к флагманскому кораблю. … Тут адмирал, со свойственной ему особенной серьезностью и сердечностью, обратился к нам с кратким словом, что «наступает Св. Праздник Воскресения Христова, наш наибольший христианский праздник, но сейчас война, и вот я вас избрал в эту ночь охранять всех нас, дабы все остальные могли на короткое время забыть войну и сосредоточиться в молитве. Дай Бог вам исполнить этот святой долг»! … Час проходит за часом и на востоке появляется светлая полоса. Внимание всех обращено на темный западный горизонт, с надеждой, что, может быть, покажется неприятель, но и это тщетно. Адмирал приказывает идти в гавань, высаживается на «Петропавловск» и, прощаясь, говорит: «Через час буду у вас разговляться». Вновь охватывает всех восторг. Не чувствуется усталость напряженной ночи. Вот появляется аналой, священник, откуда-то куличи и яйца и уже по набережной приближается адмирал, кивает священнику, и радостно, торжествующе раздается: «Христос Воскресе из мертвых»!.. и эти же люди, которые только что ночью не только готовы были жертвовать своею жизнью, но даже досадовали, что всё еще не было неприятеля, теперь рады, что – живы и невредимы и славят Господа Бога своим пением «Христос Воскресе»! По окончании богослужения адмирал сказал, что Господь был милостив, что охранял нас эту ночь от кровопролития, потом похристосовался со всеми и оставил неизгладимую память у всех нас, участвующих. Это была моя самая лучшая Пасха!»

Броненосец Петропавловск. 1904 год