Египет

Бюст Эхнатона

Аста Аристова

ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ

Один из величайших музеев мира находится в Каире. Идея создать музей, посвященный фараоновскому Египту, зародилась у известного египтолога-француза Огюста Мариэтта. Мариэтт умер в 1881 г. за год до начала постройки, которая длилась почти 20 лет. Торжественное открытие музея состоялось в 1902 г.

Во дворе музея много прекрасных статуй: здесь и древние фараоны, и современные бронзовые статуи великих египтологов. Главная фигура среди них – Огюст Мариэтт. В музее сто выставочных залов, где находятся около 100,000 предметов, и огромнейшая библиотека. Внимательно мы рассмотрели несколько десятков предметов, и о каждом можно написать целую историю. Ограничусь несколькими. Войдя в здание, мы очутились в зале с огромными фигурами. Гигантские статуи расставлены в коридорах и широком фойе и производят несколько подавляющее впечатление.

Розеттский камень

В первом зале внимание привлекла черная плита, испещренная письмом. Мы обрадовались и подбежали к ней, как к старому знакомому. Все узнали знаменитый Розеттский камень. “Это копия, – разочаровала нас Тони. – Оригинал находится в Британском музее в Лондоне”.

В 1799 г. к берегам Египта прибыл французский флот с двоякой целью: помочь Египту освободиться от гнета Османской империи и заняться тщательным изучением древностей. С экспедицией прибылоь много ученых археологов и историков, которым приказал сам Наполеон, большой поклонник Египта, исследовать все возможное и потом сообщить миру о найденном. Пока ученые измеряли высоту пирамид и ширину лица сфинкса, саперы занялись укреплением военных позиций.

При работах у крепости Сэн Жюльен, в четырех километрах от города Розетты, они обнаружили базальтовую стелу –115 см. высоты, 72.3 см ширины и 27.9 см толщины, весом в 760 кг, и вся стела покрыта письменами. С нее сделали точную копию и отправили на изучение в Париж. И только в 1822 г. удалось ее расшифровать гениальному молодому ученому Жар Франсуа Шампольону.

Шампольон родился в 1790 г. и еще в детстве так увлекся Египтом, что посвятил всю свою жизнь исследованию его. Уже с ранних лет он стал осваивать языки: арабский, коптский, иврит и др., стал изучать и розеттский камень. Верхний текст написан иероглифами, средний – демотическим письмом, а нижний – древнегреческий. Демотический язык – одна из стадий древнего египетского. Он возник в VIII веке до Р.Х и исчез в V веке после Р.Х., просуществовав 1200 лет. Ученые решили, что на камне высечен какой-то декрет на трех языках. В древнем мире было принято писать декреты на нескольких языках. Подобные надписи найдены и в Персии.

У древних египтян было два алфавита: иероглифы и демотическое письмо. Слово иероглиф происходит от греческого – иерос – священный и глиф – знак. И этих «священных знаков» было около 7000. Каждый из них мог обозначать звук, предмет или понятие. И только жрецы и ученые имели право пользоваться ими. Египтяне верили, что дар письма дал им Тот – бог с головой ибиса. Это произошло в древние (по египетским понятиям) времена, когда миром правил бог Осирис. Поэтому египтяне называли иероглиф «речью богов», и к владевшим этой речью относились с большим почетом. Однако быстро писать иероглифами было невозможно, и для ведения книг, учетов и пр. писцы пользовались скорописью, которую ученые назвали демотической от греческого «демос» – народ. И эта азбука была доступна всем.

Египетский язык принадлежит к хамито-семитской семье, или так называемым Афро-азиатским языкам. Язык сформи ровался около 3150 г. до Р.Х., и все теоретические принципы словосочетаний и грамматики сохранились, несмотря на эволюцию языка. Древнеегипетский исчез когда-то в IV-ом веке после Р.Х.

Шампольон, изучивший древнегреческий, без особого труда разобрал нижнюю надпись. Это оказался декрет в честь Птолемея V. По содержанию здесь ничего особенного не было, но именно этот текст явился ключом к расшифровке иероглифов и демотического письма.

Шампольон подошел к этой задаче, как настоящий сыщик, рассматривая каждую деталь. Он обратил внимание на то, что в греческом тексте имя царя Птолемея очерчено овалом. Он заметил, что в обоих непонятных текстах находились подобные овалы, которые он назвал «картуш», и решил, что в них, по всей вероятности, также вписано имя Птолемея. Но как именно написано имя? Справа налево или наоборот, и что значил каждый знак – оставалось тайной.

В Англии над этой же проблемой работал ученый Томас Янг. Янг считал, что имена, вписанные в картуши, – царские и должны «звучать», поэтому, каждый знак представляет отдельный звук.

В 1822 г. в Париж доставили копию надписи на обелиске Клеопатры. Уже не раз Шампольону удавалось расшифровывать коптские шрифты с именем КЛЕОПАТРА. Сравнив картуши, он увидел, что 4 буквы совпали, и на этом основании он расшифровал и другие. Подумав, что это ключ к загадке, он решил рассмотреть еще один картуш и у него вышло: АЛЕКСАНТРС. Тогда он попросил, чтобыб его снабдили копиями картушей греко-римского периода, где знакомые имена были вписаны в овалы. Таких оказалось 80, и Шампольон увеличил количество известных ему знаков в семь раз. Когда он успешно разобрал чисто египетские имена Рамсес и Тутмос, то сделал вывод, что ответ найден. Подставляя знакомые буквы к иероглифам и демотическому тексту он, благодаря знанию коптского языка, смог перевести демотический текст, а потом – иероглифы. Однако не все 700 знаков представляют звуки, 100 из них чисто визуальные и ставятся как определители.

В данное время особой популярностью среди туристов пользуется сверхупрощенный алфавит: взяты 24 латинские буквы, к ним подобраны иероглифы и теперь каждый может заказать себе свое имя в картуше, будь то на какой-нибудь подвеске или майке. Это все выглядит красиво и интересно, но для того, чтобы уметь читать древние папирусы, нужно знать не только все 700 иероглифов, но и сам язык.

Палитра Нармера

Следующая длительная остановка – у стеклянной витрины с темно-серой палитрой в форме языка с торчащими ушками, 90 см высотой. Она создана около 3100 лет до Р.Х. и является одним из древнейших произведений музея.

Изображения на палитреь переданы с мельчайшими деталями, опередив на тысячи лет искусство Греции. Это самая древняя египетская «запись», т.е. попытка изобразить событие, а именно – объединение Верхнего и Нижнего Египта царем Нармером. В «ушках» палитры – коровьи головы богини женской красоты Хатор. На лицевой стороне в центре – пантеры с длинными шеями, как у бронтозавра. Пантеры изображены в профиль и смотрят друг на друга. На шеях у них веревки, и два человека тянут за них, как будто стараются связать пантер. Шеи перекрещиваются дважды, образуя между собой круглое углубление для растирания сурьмы. Сплетение двух пантер символизирует соединение двух Египтов. Над пантерами –торжественное шествие: Нармер в короне, похожей на ковш. Это папирусная корона – символ Нижнего Египета, а перед ним идут его приближенные в два- три раза меньше его. Перед шествием справа – два ряда обезглавленных воинов, по пять в ряд, с головами между ног. Это – враги. На обратной стороне – большая стройная фигура царя, стоящего в характерной египетской позе: левая нога отставлена вперед, корпус в анфас, лицо в профиль. На голове высокий колпак – корона Верхнего Египта, представляющая закрытый лотос. Левой рукой Нармер держит за волосы пленника, стоящего перед ним на коленях, а в правой руке у него дубинка. Он занес ее за спину, готовясь для удара по голове поверженного. Недаром Нармер вошел в историю, как «Дробитель голов». Здесь же и бог Хор, в образе сокола, несет победителю голову врага. И под ногами царя поверженные враги. Все эти противники с крупными закругленным носами и тонкими бородками, что говорит об их семитском происхождении, вероятно, подразумевая сирийцев и ливийцев, с которыми у египтян были частые конфликты.

Вход в Музей