НОРР, ПОРР, ОРПР, Св.-Тихоновский приют,Магопак

НОРР, ПОРР, ОРПР, Св.-Тихоновский приют,Магопак

В журнале Перекличка 28 ноября 2012 г. было написано: Скаутмастер ОРЮР и автор исследования «Молодёжные организации российского зарубежья» Р.В. Полчанинов, рассматривая историю НОРР, определил следующие причины появления данной организации: «Порвав в 1928 году с О.И.Пантюховым, П.Н. Богданович создал свою скаутскую организацию, которую безуспешно пытался зарегистрировать в БСИБ – Бойскаутском интернациональном бюро в Лондоне. Потерпев неудачу у интернациональных скаутов, НОРР обвинила русских скаутов интернационализме и масонстве…»

В 1930-х годах Национальная Организация Русских Разведчиков (НОРР) создала свои отделы и представительства во многих странах Русского Зарубежья с центром во Франции. Во время Второй мировой войны, когда в оккупированной Франции немцы запретили все русские организации, работа НОРР прекратилась. Потеряв связь с центром, отряды НОРР в других странах самоликвидировались и возродились после войны в Марокко и в США, когда туда переехала НОРР из Марокко.

В 1951 г. ген. Ивицкий, член РИС-О, получил для лагеря НОРР от кн. Белосельского-Белозерского участок земли недалеко от Нью-Йорка. Он умер в 1952 г., и кн. Белосельский-Белозерский передал участок земли в ведение руководителя А.П.Волкова. Чтобы привлечь побольше детей в лагерь НОРР, Волков обратился в Синод РПЦЗ с просьбой предложить всем приходам РПЦЗ послать детей в лагерь НОРР. Такое письмо получил и о. А.Скляров, директор Второго Бруклинского училища, где я преподавал, и где училась моя дочь, и сообщил о лагере НОРР родителям, которые охотно согласились послать в лагерь своих детей.

1992 г. А.И. Солженицын с о. Викторином в Новой Коренной Пустыни
1992 г. А.И. Солженицын с о. Викторином в Новой Коренной Пустыни

Моя дочь Мила тоже захотела с подругами поехать в лагерь, и это стало её, а не моим выбором. Летом 1952 все родители были приглашены в одно из воскресений посетить детей в лагере, и мы поехали. Встречал нас Триколич, старый НОРР-овский руководитель, бывший скаут, знавший, что и как надо делать. Мы познакомились, и я сказал ему, что о его работе знаю из НОРР-овского приложения к Часовому, а он мне сказал, что знает, что я руководитель ОРЮР, и что он немало удивился, что я послал дочь в лагерь НОРР, а не ОРЮР. Я сказал, что для моей маленькой дочки, для которой это первый лагерь, компания подруг очень нужна. Триколич со мной согласился. Разговор был коротким, потому что ему надо было поговорить и с другими родителями.

И Мила, и её подруги хвалили лагерные костры с песнями и сценками и Триколича, который умел и поговорить, и поиграть, но жаловались, что в лагере слишком много маршировок и иных строевых занятий. Мила помнила сосновые леса, среди которых она росла в раннем детстве в Баварии, и ей редкий лесок вокруг лагеря не казался настоящим лесом. Кроме того, и Мила, и её подруги были первый раз в лагере и скучали по родителям. Однако, они выучили много русских песен, чему и радовались. В следующее лето 1953 Мила поехала со своей преподавательницей рояля в Св.-Тихоновский приют, который так же был своего рода летним лагерем для детей Русского Зарубежья, а в 1954 с подругами снова поехала в НОРР, но в последний раз.

Ген. Ивицкий признавал главой НОРР проживавшего в Аргентине основателя НОРР Богдановича, а А.П. Волков вскоре отказался его признавать и переименовал организацию в ПОРР – Православную организацию русских разведчиков. Собственно говоря, организации и не было, а был летний лагерь для детей, который закрылся в 1968 г. Для НОРР братья Бутковы приобрели новую землю на собственные средства и открыли там в 1967 г. лагерь НОРР, существующий и ныне.

Немало учеников Второго Бруклинского училища брали уроки рояля в студии пианистки Надежды Фёдоровны Буш-Нельянди. Мила подавала надежды, что однажды на концерте отметила пианистка Безобразова, коллега Надежды Фёдоровны, но это требовало большой и упорной работы. Чтобы не прекращать занятия, преподавательница предложила взять Милу с собой на лето в Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Ханаан, штат Пенсильвания, куда она ездила на отдых.

Этот первый монастырь в Америке был основан в 1905г. по благословению Преосвященного Тихона, будущего Патриарха Московского, причисленного к лику святых, и в этом монастыре принял монашество Митрополит Иона (Паффхаузен), бывший Предстоятель Православной Церкви в Америке. В монастырской церкви покоятся мощи святого праведного Алексия (Товта), одного из самых значимых православных американских миссионеров. В этих краях селились уходившие с родной земли от преследований карпатороссы (русины), многие из которых были униатами, как св. Алексий, и так же, как и он, вернулись обратно в Православие. При монастыре был устроен сиротский приют, и в 1938 г. открылась Свято-Тихоновская духовная семинария. Мила здесь первый раз столкнулась с русскими, не говорящими по-русски, и американским бытом. Это были главным образом потомки карпатороссов, которые уже жили по-американски. Были и «конверты» разных национальностей, т.е. американцы, перешедшие в Православие. В здании приюта были дети, которых родители посылали в монастырь на лето, и у них были задания по хозяйству, а также дежурства в детской столовой. Во время первого своего дежурства Миле сделали выговор. Впервые увидев кукурузные хлопья, она сразу налила в тарелки и молоко, и к тому времени, когда дети пришли завтракать, хлопья полностью раскисли. В столовой был телевизор, чего у нас дома ещё не было, и там всегда показывали станцию с американским фольклором – country music в ковбойских костюмах, что Миле очень нравилось, и их песни она потом пела дома. Мила познакомилась с другими детьми, и по американскому обычаю их
поощряли переписываться хотя бы с одним другом после конца лета, что называлось «друг пера» pen pal. Такую переписку с одной девочкой, Сандрой Кучта, Мила продолжала около года, но потом она закончилась.

Следующие несколько лет наша семья, которая пополниась двумя сыновьями, ездила на лето в Новую Коренную Пустынь около посёлка Магопак в штате Нью Йорк. Основанная в 1950 г. епископом Троицким Серафимом (Ивановым) на земле бывшей усадьбы, пожертвованной кн. Белосельским-Белозерским РПЦЗ, Пустынь стала ставропигиальным иноческим подворьем, в первые годы – домом для Курской Коренной иконы и резиденцией Архиерейского Синода. Среди монахов был о.Викторин (Лябах), бывший скаутмастер из Югославии, благодаря которому первый лагерь Нью-Йоркской дружины ОРЮР был проведен летом 1950 г. на земле Новой Коренной Пустыни, и о. Иннокентий (Быстров) из Харбинской епархии, бывший настоятелем Пустыни с 1957 г. В 1950-х и 1960-х годах на лето в Пустынь или «Магопак», как её чаще называли, приезжало много дачников Русского Зарубежья.

Епископ Серафим, о.Викторин (справа), о.Иннокентий (слева)
Епископ Серафим, о.Викторин (справа), о.Иннокентий (слева)

Живописная местность, с лугами и сосновым лесом, Богородице — Рождественским храмом и кладбищем очень напоминали Россию. В монастырской столовой за общими трапезами читали Жития святых, в церковном хоре, где регентом был о. Иннокентий, пели некоторые дачники и их дети, а мальчики прислуживали. У Пустыни была собственная пекарня, где пекарь, «Дядя Гутя» выпекал вкусный монастырский хлеб и замечательные десерты, так как был профессиональным кондитером, и собственный мёд, который производил пасечник «Дядя Ваня», который был скаут-разведческим руководителем ОРЮР. Для ребят дачников в Магопаке было раздолье. Они устраивали игры на лугу возле леса в высокой траве, строя шалаши и «форты», а о.Викторин регулярно возил их на купание на большое озеро Магопак. Как скаут-разведческий руководитель, он прекрасно занимался с детьми, которые его очень любили, и нередко устраивал интересные беседы и с детьми, и с дачниками. Как эконом Пустыни он прекрасно вёл хозяйственные дела, и в 1958 г. все переживали его назначение настоятелем русского прихода в далёком Тегеране, где он основал церковную школу, библиотеку, русский дом для престарелых, развил благотворительную деятельность, получив поддержку Шахини, а также стал представителем по беженскому вопросу в ООН.

С детьми также занимался основатель Пустыни, епископ Серафим, который создал «Голубых сестричек» из девочек-дачниц, форма которых напоминала сестёр милосердия Российской Империи. Сестрички помогали в церкви и в хозяйстве, и ходили на занятия с владыкой Серафимом и о.Иннокентием, который ещё в 1909 в России преподавал церковное пение, чему учил и Сестричек. Мила, которая тоже стала «Сестричкой», очень любила петь и с удовольствием занималась с о. Иннокентием, несмотря на то, что он был строгим преподавателем, хотя в остальном был очень добродушным. Вскоре епископ Серафим решил, что с детьми надо заниматься круглый год, развивая православное и патриотическое воспитание, и в 1960 году основал ОРПР – Организацию российских патриотических разведчиков, переименованную в 1966 г. в Организацию российских православных разведчиков. В то время, как в ОРЮР принимались дети всех вероисповеданий, ОРПР занималась исключительно православными детьми. В создании организации владыке помогал имеющий опыт работы с детьми руководитель ОРЮР Георгий Михайлович Солдатов, общественный и религиозный деятель Русского Зарубежья. Епископ Серафим нашел и приобрел участок земли в 100 милях к западу от Чикаго в штате Иллинойс для устройства детского летнего лагеря, и это место, ставшее русским посёлком, получило название «Владимирово». Кроме лагеря ОРПР, там также проводились съезды молодёжи, и организация была под покровительством РОВС, потом – князя С.С.Белосельского-Белозерского и Чикагско-Детройтской епархии РПЦЗ, которую с 1976 г. возглавлял владыка Серафим, получив титул архиепископа Чикагско-Детройтского и Среднеамериканского и став первым заместителем первоиерарха РПЦЗ. Владыка иногда посещал НовоКоренную Пустынь на престольные праздники, на которые съезжалось огромное количество богомольцев, включая бывших дачников и их детей. На одном таком престольном празднике Мила познакомилась со своим будущим мужем, Фёдором Георгиевичем Селинским, и они туда потом приезжали уже вместе со своим сыном Юрой.

Первый лагерь ОРПР. Г.М. Солдатов с фуражкой в руках
Первый лагерь ОРПР. Г.М. Солдатов с фуражкой в руках
Голубые Сестрички. Л.Полчанинова – в центре
Голубые Сестрички. Л.Полчанинова – в центре