В Москве, в Музее русского импрессионизма, прошла выставка, на которой было представлено более ста картин, опубликованных в 1913-1917 годах на страницах дореволюционного русского журнала «Столица и усадьба». По замыслу устроителей, выставка была разделена на части в соответствии с рубриками журнала.
Основателем модного журнала был писатель, журналист и путешественник Владимир Пименович Крымов. Он же являлся коммерческим директором самого крупного издания в Российской империи — газеты «Новое Время». В первом же номере Владимир Крымов отметил, что его новый журнал не будет делать социальных обзоров, писать об экономических скандалах и политике. Журнал считался одним из самых дорогих и предназначался для высшего общества. В числе подписчиц числилась и императрица Александра Федоровна.
Прекрасные архитектурно-парковые комплексы русской аристократии и скромные имения губернского и уездного дворянства в равной степени являлись предметами повествования и восхищения авторов журнала: Михайловское и Петровское Пушкиных, Сергеевское Языковых, Середниково Столыпиных, Кусково Шереметевых. Один из номеров был посвящен усадьбе Скугорево, вотчинному владению дворян Воейковых в Смоленской губернии… Этот список можно продолжить. Фасады домов, украшенные портиками, темные липовые аллеи, каскадные парки, уютные гостинные, церкви, уединенные беседки, величественные портреты прежних и нынешних владельцев галерей проходили перед читателями журнала, давая почувствовать неповторимый дух каждой усадьбы, уловить ее особый отпечаток. Поэтичный образ русской усадьбы явился главным украшением «журнала красивой жизни».
Куратор выставки Ольга Юркова хорошо сформулировала идею создания этого проекта: «Безусловно, это взгляд через призму определенной социальной прослойки, но он позволяет как раз по-новому оценить русское искусство того времени и понять, насколько же оно было разнообразно, насколько объемно. И многие работы со страниц журнала, к сожалению, не дошли до нашего времени, местонахождение этих картин неизвестно. Но даже те, что представлены сейчас на нашей выставке, позволят составить свое видение того, какой была жизнь накануне больших исторических изменений, которые ожидали нашу страну после 1917 года».
Журнальные рубрики
Начало экспозиции открывал раздел «Столица», в котором были представлены портреты петербургских красавиц начала ХХ века: правнучки императора Николая I баронессы Дарьи Гревениц (урожденной графини Богарне), Маргариты Гинзбург (супруги крупного промышленника) и княгини Марии Кудашевой.
Одна из рубрик журнала выходила под названием «Художественные выставки», ее вел искусствовед Сергей Кондаков. Именно по его рецензиям, написанным для журнала, устроители выставки старались разыскать картины для этой экспозиции. Плавный переход от экспозиции «Столица» к «Усадьбе» проходил через картинный зал, переносящий зрителя в начало XIX века, ставшего расцветом дворянских гнезд. А ряд портретов в ярких русских нарядах известных художников Александра Маковского и Ивана-Горюшкина-Сорокопудова искусно передавал атмосферу народной жизни. Изображение русского костюма на полотнах сформировало особый русский стиль в искусстве, ставший популярным в конце XIX и начале XX века.
Отмечу кропотливую работу, проведенную устроителями, по сбору и поиску картин для выставки. Эти картины долго собирались по каталогам в 44-х музеях и 12-ти частных собраниях. Составить такую выставку было нелегко, ведь после 1917 года многие усадьбы были полностью разорены, и многие картины просто были уничтожены или пропали. Большой удачей было если картины оказывались в местных музеях или передавались на хранение в Эрмитаж.
В 1918 году основатель журнала «Столица и усадьба» Владимир Пименович Крымов покинул Родину, эмигрировав в Берлин, а затем в Париж, но память о прекрасном журнале осталась и вдохновила устроителей на создание этой уникальной выставки. Номера журнала периодически появляются на полках букинистических магазинов, а спустя 100 лет их можно найти в отсканированном виде на портале: https://archive.org/details/1913-god-1.-bmk-brz
оставьте ответ
You must be logged in to post a comment.