Один из красивейших храмов Русского зарубежья в городе Сан-Франциско в честь Казанской иконы Божией Матери отметил свое 75-е летие. Сегодня бы хотелось вспомнить его краткую историю и его основателей.
Отгремела Вторая Мировая война, и в Сан-Франциско стали прибывать русские люди, бежавшие из Европы. Среди них было много офицеров Русской императорского армии, проживавших ранее в Сербии и Китае, которые стремились сохранить память о замученной большевиками Царской семье.
Рождение первого храма в честь Казанской иконы Божией Матери
Инициатором создания первого Казанского храма-памятника был отец Иоанн Клярович, в монашестве Иов. Сохранилось очень мало сведений о жизни о. Иоанна до его рукоположения во священники, а случилось это довольно поздно – он принял священный сан на 46-м году жизни в Харбине. Известно лишь, что родился он в г. Сызрани в 1886 году и происходил из мещан, где в 1898 году закончил реальное училище. Об отце Иоанне совершенно определенно можно сказать, что батюшка, помимо высоких духовных качеств, был человеком практическим и обладал несомненным талантом строителя и организатора.
Еще в Китае о. Иоанн занялся строительством храмов – в 1935 г. на ст. Яблоня построил Св. Николаевскую церковь-школу и две часовни, за что был награжден набедренником и скуфьей.
Забегая вперед, скажу, что и в Сан-Франциско, помимо Казанского храма, его трудами была сооружена домовая церковь при подворье Богородице-Владимирской обители и храм св. Сергия Радонежского.
В июле 1940 г. о. Иоанн получил возможность выехать в США и прибыл сюда 21 сентября. Архиепископ Тихон (Троицкий) назначил отца Иоанна вторым священником в Дом Милосердия в Сан-Франциско. Так началось пастырское служение о. Иоанна на американском континенте.
В 1948 году о. Иоанном была создана инициативная группа, состоявшая из его личных друзей, собиравшихся у него в доме. Группа, собрав подписи 200 человек, обратилась 23 мая 1949 года к архиепископу Тихону (Троицкому) за благословением на основание нового прихода в городском районе Ричмонд.
Среди подписавших – бывший консул Российской Империи в Китае А.Т. Бельченко, 49 членов «Обще-Казачьей Станицы» гор. Сан-Франциско, 52 действительных членов Loyalty League to Combat Communism in the USA.
Первым помещением храма стал обычный жилой дом постройки 1907 года, купленный на личные средства о. Иоанна 18 мая 1949 года, находящийся по адресу 5717 Калифорния стрит и преобразованный в храм. Трудами о. Иоанна был сооружен иконостас и установлен памятный Крест по просьбе ветеранов Первой мировой войны и кадет как памятник по убиенной Царской семье. Господин В.А. Макасей-Шибинский написал икону Казанской Божией Матери, оклад к которой был изготовлен протоиереем Иоанном Шачневым. Икона и крест стали исторической ценностью Казанского прихода.
Храм был “усыновлен” как собственный Русскими военными организациями Сан-Франциско, в том числе Обществом Ветеранов Великой Войны, Общекадетским объединением, Союзом бывших чинов Русского корпуса, Обществом галлиполийцев, Объединением дроздовцев.
В 1951 году от городских властей было получено разрешение увеличить помещение до вместимости в 50 человек. В то время приход увеличился. Согласно протоколам приходских собраний, в нем было зарегистрировано 87 действительных членов и членский взнос составлял 1 дол. в месяц. В 1952 году при храме был организован Кружок Ревнителей Церковного Пения и Общество Ревнителей Храма – Памятника, члены которого помогали в уборке и украшении храма.
В 1954 году здоровье о. Иоанна значительно ухудшилось: последовал первый удар, а вскоре второй. В 1949 году скончалась его супруга, после чего о. Иоанн принял решение постричься в монашество с именем Иов. В 1959 году игумен Иов отошел ко Господу.
В феврале 1955 г. настоятелем храма был назначен о. Павел Сахновский. Во время его настоятельства в декабре 1961 года приход приобрел дом 5725-5727 на улице Калифорния, рядом с церковью.
В 1963 г. на место отца Павла, ушедшего за штат по состоянию здоровья, был назначен протоиерей Николай Колчев, прослуживший в этой должности до 1968 года.
В 1963 году, в связи так называемой “Смутой в Сан-Франциско”, приход значительно увеличился, он пополнился новыми и активными прихожанами за счет тех, кто ушел из Радосте — Скорбященского собора. К 1964 году относится и придание особого статуса приходу – он переходит в непосредственное подчинение председателю Архиерейского Синода, сначала митрополиту Анастасию, а затем митрополиту Филарету. В этом статусе он и пребывал до 1968 г., когда указом Синода от 6-19 октября 1968 г. он снова был передан под святительский омофор Архиепископа Западно-Американского Антония (Медведева).
В 1963 году снова встал вопрос о покупке либо нового участка, либо перестройке церкви на этом же участке.
Было принято решение оставаться на своем участке и перестраивать церковь в большем масштабе. Разрешение от города было получено в октябре 1967 г. Автором утвержденного проекта стал архитектор Владислав Сергеевич Данилов, бывший кадет, и инженер-строитель Владимир Владимирович Гранитов, последний руководитель РОВС. Ими была создана “Комиссия по перестройке”, обратившаяся с общине со следующим воззванием:
“…всем православным людям, в рассеянии сущим, всем русским общественным, военным монархическим и благотворительным организациям.
Православные русские люди!
Храм в честь Казанской Иконы Божией Матери в гор. Сан-Франциско, в Калифорнии – единственный в Соединенных Штатах Америки ХРАМ ПАМЯТНИК по мученически убиенной ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ – в настоящее время перестраивается в благолепный храм в духе русского православного зодчества и в достойнейший памятник Августейшим Мученикам.
17-го июля исполняется 50-летняя страшная годовщина зверского убийства национальной России наших Царственных мучеников, беззаветно любивших наш народ и принесших в жертву за его грехи свои жизни.
Ко дню этой страшной годовщины наш законченный и перестроенный храм явится достойным памятником убиенной Царской Семье…
Вашим пожертвованием Вы не только примете участие в перестройке храма-памятника, но как бы возложите венок на безвестную могилу Царственных Мучеников и одновременно принесете дар и прославите нашу Заступницу Пресвятую Богородицу!…”
Большая часть работ велась безвозмездно: ни Данилов, ни Гранитов за свои труды денег не брали, также главка над входом была выполнена старостой Б.Н. Борзовым с помощью В.А. Макасей – Шибинского.
Владимир Владимирович Гранитов также безвозмездно провел работы по внутреннему убранству, спроектировав великолепный резной иконостас и киоты, которые удачно расположил по всему периметру храма. 8-е августа стал официальным днем окончания перестройки.
16 июня 1968 года было совершено торжество освящения и поднятие крестов. 13 июля состоялось малое освящение храма. Наружная постройка церкви была закончена, встал вопрос о внутренней росписи храма.
Правящий архиерей, архиепископ Антоний (Медведев) указал на то, что все иконы подлежат духовной цензуре, и предложил пригласить о. Киприана (Пыжова), расписывающего новый кафедральный собор в Сан-Франциско.
В 1978 году, к десятой годовщине начала перестройки храма, роспись была закончена. Изначальный иконостас, находившийся в церкви с первых дней основания, был перевезен и пожертвован в церковь на Русской речке (Russian River), а распятие было перенесено в церковь в Калистоге. Новое распятие было написано Владимиром Вадимовичем Красовским, регентом кафедрального собора и иконописцем.
С началом Перестройки в СССР появилась возможность и иконописцам из России внести свою лепту в украшение Казанского храма. В 1992-м отец Алексей сообщил приходу, что в алтаре установлены приобретенные иконы Двунадесятых праздников, написанные новыми российскими эмигрантами, мастерами из Палеха. Это был дар от человека, пожелавшего остаться неизвестным.
В связи с уходом в 1968 г. на покой митрофорного протоиерея Николая Колчева на должность настоятеля храма был назначен протоиерей Владимир Глиндский.
Его настоятельство в Казанском храме как нельзя больше соответствовало духу и настроению прихожан, по большей части состоявшего из бывших военных. Протоиерей Владимир Глиндский родился в Санкт- Петербурге 16 апреля 1890 года в семье генерал-майора. О. Владимир получил среднее образование во 2-м Императора Петра Великого кадетском корпусе, специальное – в Николаевском инженерном училищ, высшее – в Николаевской Военной Академии. Произведен в гвардии офицеры в 1911 г. Венчался на девице Елизавете Павловне Васильевой в Царскосельской Дворцовой церкви. Был удостоен присутствием Августейшей семьи на нашем бракосочетании во внимание к заслугам полка.
Он принимал участие в боевых действиях во время Первой мировой войны и был награжден семью боевыми наградами. После эвакуации из России жил в Югославии, Франции и Германии. Рукоположен в сан диакона 28 июня 1948 г., в сан священника – 15 июля 1948 г.
Когда замаячила вероятность перевода о. Владимира из Сан-Франциско, бывшие военные обратились к правящему архиерею с прошением:
“Мы, представители и начальники воинских организаций, составляющих сотни и сотни церковных прихожан, пришли просить Ваше Высокопреосвященство не оставлять нас без нашего духовника, ныне, а в прошлом нашего брата, боевого офицера, прошедшего с нами бок о бок Германскую и Гражданскую войны…”.
Подписались председатели всех воинских организаций Сан-Франциско.
Помимо служения в храме, о. Владимир занимался иконописью, и его стараниями храм украсился иконами.
Новая страница в истории Казанского храма была открыта, когда настоятелем был назначен о. Алексей Полуэктов. Он купил старую типографию у вышедшего на пенсию мексиканского печатника. В 1969 году о. Никита, келейник владыки Филарета, заказывал ему книги и брошюры. На деньги, которые он получал от продажи этих книг, о. Алексей построил помещение для своей маленькой типографии в Форествилле, где он открыл свое Свято-Ильинское издательство. Там он начал издавать миссионерскую брошюру “Вера и Жизнь”, которую рассылал по разным приходам. Сестричество Казанской церкви покрывало расходы на пересылку и также оплачивало печать многих книг.
Отец Алексей служил в Казанской церкви до июня 2004 г. Последнюю службу он провел 13 июня 2004 года. Прошло 20 лет, но отца Алексея помнят и чтут прихожане храма.
В тяжелые для прихода годы, когда ушли в мир иной многие представители старой русской эмиграции, большую роль в сохранении и благоустройстве храма сыграли Тамара Гранитова и семья Эльснеров. Тамара Александровна Гранитова собрала необходимую сумму для починки крыши, а староста прихода Вячеслав Анатольевич Эльснер и глава сестричества Елена Владимировна Эльснер сумели обеспечить ремонт и сохранить здание храма.
И еще один факт. Сегодня богослужение в храме-памятнике в честь Казанской Иконы Божией Матери как и 75 лет назад ведется только на церковнославянском языке.
оставьте ответ
You must be logged in to post a comment.