Протоиерей Виктор Потапов: «Владыка Иоанн понимал, что нужно быть апостолами и нести православие всем. Поэтому наш приход был и будет двуязычным»

Протоиерей Виктор Потапов: «Владыка Иоанн понимал, что нужно быть апостолами и нести православие всем. Поэтому наш приход был и будет двуязычным»

Собор святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне – единственный храм Русской Зарубежной Церкви в американской столице. В сентябре прихожане этого храма отмечают юбилей – 75 лет назад этот приход основал святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. И почти полвека здесь служит нынешний настоятель протоиерей Виктор Потапов.

— Отец Виктор, ваш приход уникален тем, что его основал святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Почему владыка считал важным, чтобы в американской столице был храм Русской Зарубежной Церкви?

— Я думаю, это было важно, потому что Вашингтон, как мы раньше любили говорить, – «столица свободного мира». Естественно, святитель Иоанн хотел, чтобы Русская Зарубежная Церковь была представлена здесь. Поэтому 11 сентября 1949 года он совершил первую литургию. Это как раз день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, и владыка решил назвать наш приход в честь данного праздника.

Это праздник, скорее, монашеского характера, поскольку усекновение главы – грустное воспоминание. По-моему, второго такого прихода в РПЦЗ нет, поскольку обычно храмы в честь этого праздника освящались в монастырях. Но основатели нашей общины послушали владыку, и она была освящена в честь этого великого святого, которого Христос очень любил и называл величайшим из всех рожденных от жены. Этот святой подготовил путь для самого Христа, потому что проповедовал покаяние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». 

Владыка Иоанн очень любил Крестителя, так что этот выбор, конечно, был естественным для него.

За время существования нашего прихода мы организовали пять паломничеств на Святую Землю, и во время одного из них посетили в Иудейской пустыне монастырь святого Георгия Хозевита. Настоятель стал расспрашивать нас про православие в Америке и, узнав, что наш приход назван в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, приятно удивился.Он попросил меня подождать некоторое время и пошел в алтарь соборного храма. Минут через 15-20 я уже начал волноваться и решил, что он про меня забыл. Нас терпеливо ждали около 30 паломников, и нам уже нужно было уезжать. Вдруг батюшка вышел и вынес коробочку с маленькой частицей главы святого Иоанна Предтечи. Он сказал, что эта святыня должна находиться в нашем храме, чтобы люди получали утешение и помощь от Крестителя.

Я был совершенно потрясен таким даром. Конечно, мы с благоговением привезли его домой и вставили эту частицу в нашу храмовую икону усекновения главы Иоанна Предтечи. Эта икона была вышита замечательной женщиной, Тамарой Робсман, которая занималась вышивкой образов в потрясающем старинном стиле. У нас хранится, может быть, 10-15 ее работ.

Много лет спустя после того, как мы получили эту частицу, американский телеканал Discovery Channel снимал фильм о Крестителе. Создатели фильма каким-то образом узнали, что эта святыня находится у нас, и очень просили дать им разрешение на съемки в храме. И вот когда мы отмечали очередной престольный праздник и после литургии совершали крестный ход, их операторы снимали. И  эти кадры были включены в фильм.

Собор св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне

— Потрясающая история! А какие истории у вас связаны со святым Иоанном Шанхайским? Ведь многие наши старшие прихожане, включая Вашу матушку Марию Потапову, лично знали владыку Иоанна. Вы чувствуете, что это как-то помогает в ежедневной жизни прихода?

— Да, действительно, многие знали владыку Иоанна. Некоторые наши прихожане помнят его еще по Китаю и по филиппинскому острову Тубабао. Они мне много рассказывали: о том, как он приезжал на остров, как служил там, как они любили его и почитали как святого.

В архиве нашего второго настоятеля, архимандрита Николая (Пикатороса),я обнаружил письма от владыки Иоанна. Основав приход, владыка не забывал нас и в дальнейшем приезжал к нам, когда были заседания Синода в Нью-Йорке, служил у нас и переписывался с отцом Николаем. Сейчас его письма хранятся в нашем приходском музее, люди могут подойти к витрине и прочитать их. Кроме того, мы разместили их на нашем интернет-сайте.

— О чем владыка писал в этих письмах отцу Николаю?

— В основном, это поздравления с престольным праздником, с Пасхой. Кроме того, владыка интересовался, растет ли приход, какие совершаются богослужения, их регулярностью и так далее. Тот факт, что он не забывал нас и интересовался нашей жизнью – это, конечно, невероятно ценно. И мы верим, что у нас два небесных покровителя – святые Иоанн Креститель и Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. 

— А как ощущается их присутствие в жизни прихода? Как они проявляют себя?

— Во-первых, мы проводим богослужения на все праздники, связанные со святым Иоанном Крестителем, и чувствуем особенную близость к нему, ощущаем его благодатную помощь. Слава Богу, наш приход растет. Помимо служб мы делаем многое другое, регулярно издаем квартальный журнал на английском языке, который называется “The Parishioner” («Прихожанин»). В нём публикуются статьи наших прихожан, исторические материалы, посвященные приходу.

Что же касается святителя Иоанна Шанхайского, он, конечно, очень близок нам как основатель, которого наши прихожане очень почитают. К его прославлению 30 лет назад у нас была написана замечательная икона с его житием. Смею сказать, что это один из лучших образов владыки Иоанна. В центре он изображен в белой рясе, которую надевал летом, в руках он держит модель нашего храмах. По сторонам – его житие, а сверху написана Курская Коренная икона Божией Матери. Владыка с детства почитал и очень любил ее, часто брал с собой по приходам. И скончался в Сиэтле в присутствии этой святыни. Поэтому мы сочли нужным включить ее в икону владыки Иоанна. Рядом же, на соседнем аналое, у нас находится старинная, написанная еще в царской России, небольшая Курская Коренная икона Богоматери.

— Вы уже более сорока лет возглавляете приход в Вашингтоне. Даже многие из нынешних прихожан почти ничего не знают о других настоятелях, которые служили здесь раньше. Вы могли бы немного рассказать о Ваших предшественниках. Что это за люди?

— Первый настоятель, отец Мануил Есенский, послужил у нас всего два с половиной года. Затем из Греции был вызван архимандрит Николай (Пикаторос). Отец Николай родился в Одессе в греческой семье. Он был рукоположен в священника святым Патриархом Тихоном. Это удивительный случай: в 1920-е годы, когда Советская власть гнала церковь, стать священником было очень рискованно. 

Отец Николай начинал служить в родном городе, но потом переехал в Грецию, где служил в бывшей церкви российского посольства в Афинах. А в начале 1950-х его вызвали в Вашингтон, чтобы возглавить наш приход. У нас он служил до 1977 года, 26 лет, после чего ушел на покой. Поскольку я уже находился здесь как второй священник, то и стал настоятелем. И вот уже 47 лет служу на этом месте.

Кстати, в нынешнем году исполняется 50 лет, как меня рукоположили в священники. Так что у нас будет сразу два юбилея один за другим: 11 сентября — 75-летие прихода, а 14 сентября – мое 50-летие в священническом сане.

— У вас двуязычный приход, и Вы настаиваете на том, чтобы службы обязательно велись и по-церковнославянски, и по-английски. Почему это важно? И как удается поддерживать эту двуязычность?

— Во-первых, мы живем в Америке, и нужно быть реалистами: наши дети говорят по-русски уже не так хорошо, как, может быть, говорим мы. Они понемногу забывают русский язык, и церковнославянский для них тоже труден, они многого не понимают. И для нашего подрастающего поколения необходимо слышать молитвы и богослужения на понятном им языке. С другой стороны, у нас много прихожан, которые недавно приехали из России и не привыкли молиться на английском. Поэтому мы сохраняем и церковнославянский язык: Всенощную служим сразу на двух языках, примерно поровну, а по воскресеньям у нас две литургии – ранняя на английском, и вторая на церковнославянском.

Кроме того, владыка Иоанн, где бы он ни был – в Бельгии, во Франции, в Америке – настаивал на том, чтобы службы проходили и на местном языке. Даже несмотря на то, что сам он, насколько мне известно, знал английский, может быть не очень хорошо. Владыка понимал, что нужно быть апостолами, надо нести православие всем, и оно должно быть понятным людям, на родном для них языке. Это было его твердое убеждение.

Когда я приехал в Вашингтон в 1977 году, у нас ничего не совершалось на английском, но я потихоньку начал вводить его в нашу богослужебную жизнь. Конечно, сначала это вызвало некоторое сопротивление. Однако потом люди привыкли, и сейчас зачастую на английской литургии я вижу и русских прихожан: может быть, они приходят на раннюю службу, потому что она-  ранняя, и потом весь день свободен (смеется). Во всяком случае, все понимают важность служения на двух языках. Мы ввели английский, и так будет и впредь.

— Ведь это, в том числе, помогает привлекать и так называемых «конвертов» (от английского слова convert — новообращенный) — американцев, которые пришли из других конфессий.

— Безусловно. У нас очень красивый храм, у нас множество святынь, и это привлекает людей. Но если они не понимают, что происходит вокруг, то не будут приходить: просто смотреть на красоту недостаточно. У нас очень много англоязычных прихожан, наряду с русской воскресной школой есть и английская. После ранней английской литургии мы угощаем прихожан завтраком, а затем, поздней славянской – обедом. Иногда во время трапез интересные люди выступают с докладами. Это дает людям возможность общаться друг с другом: грустно, когда все разъезжаются сразу после службы. А как же общение? Оно должно быть, чтобы приход становился более сплоченным. Конечно, это большая работа для нашего сестричества, но находятся волонтеры, которые с удовольствием готовят угощения для богомольцев.

Литургия в соборе святого Иоанна Предтечи

— Вы служите в Вашингтоне уже больше 40 лет…

— Почти 47.

— Что Вы чувствуете по отношению к приходу и к прихожанам? 

— Это моя семья, безусловно, и я отец этой семьи. С помощью других батюшек стараюсь поддерживать ее. Слава Богу, у нас в общей сложности пять священников, пять диаконов, и все они при деле. Каждый служит, навещает прихожан. Духовенство живет дружно, и мы все делаем общее дело во славу Божию. 

— А Вы могли бы поделиться особенно замечательными историями, случившимися здесь за время Вашего служения?

— Среди старшего поколения наших прихожан было очень много замечательных людей, и прежде всего, вспоминается общение с ними. Я всех их напутствовал в другой мир и хоронил. Эти люди жили полноценной замечательной духовной жизнью. Многие из них знали и помнили владыку Иоанна Шанхайского. Конечно, они фактически и создали наш приход. О каждом не расскажешь, но я счастлив, что был близко знаком с ними. 

У нас есть большой участок на центральном городском кладбище, где похоронено несколько сотен наших прихожан. Мы построили замечательную часовню в честь Иверской Монреальской иконы Божией Матери, в которой в памятные дни мы служим литургии, совершаем панихиды на могилах. Это замечательное место:  там можно пройти, и я могу рассказать почти о каждом человеке. 

Есть и еще один человек, тесно связанный с нами. Сейчас я упомянул Монреальскую Иверскую икону Божией Матери, которая начала мироточить в 1982 году. Услышав об этом, я позвонил ее хранителю, брату Иосифу Муньосу-Кортесу, и пригласил его к нам. И он приехал. Наш приход стал первым, который он посетил за пределами Монреаля. Мы стали с ним большими друзьями, потом он много раз приезжал к нам с иконой, давал нам миро от иконы, которым я пользовался посещении болящих и для елеопомазания наших прихожан. 

Брат Иосиф всегда привозил нам частицы мощей святых угодников Божиих, которые он приобретал в католических странах. После Второго Ватиканского собора католики решили, что мощи не столь важны для церкви, а брат Иосиф их собирал. 

После мученической кончины брата Иосифа женщины, которые ухаживали за ним, обнаружили у него на квартире три тысячи частиц мощей. Они привезли их в Вашингтон, чтобы отправить в Леснинский монастырь во Франции. Елена Сергеевна Голицына Наварр, которая привезла их, остановилась у нас с матушкой. Представляете! Три тысячи мощей в нашем доме, в чемоданах! Она разрешила мне открыть эти чемоданы и посмотреть на святыни.

Конечно, я был потрясен таким количеством. Помню, она сказала: «Я не знала, что Вы интересуетесь мощами». Я ответил: «Как же? Это же великие святыни». Тогда Елена Сергеевна предложила мне что-то взять для прихода. Не помню, сколько мощей я взял – может быть, 20-30 — но среди них были мощи родителей святого Иоанна Крестителя, праведных Захарии и Елизаветы, которые мы вставили в их икону, и множество других святынь.

Брат Иосиф – еще один небесный покровитель нашего прихода. Он очень любил нас, и мы его очень любили и почитали. Он был верным хранителем Монреальской иконы. Кстати, у нас есть ее точная копия, и она находится в киоте, который хранился в квартире брата Иосифа.Каждую неделю мы служим акафисты перед ней. 

Эта икона покрыта серой пленкой. Когда я впервые обратил на это внимание, то испугался, решив, что  в краски проник какой-то грибок, способный испортить всю икону. Мы отдали ее реставратору. Он приблизил к ней инфракрасную лампу, и серое вещество растаяло. Оказалось, что это сухое миро. Вы представляете себе – сухое миро! Конечно, мы сразу прекратили реставрацию. Сейчас вы снова видите, что икона покрыта этим серым веществом, сухим миром. Это тоже знак Божия благоволения к нашему приходу. Так что мы продолжим служить акафисты перед Монреальской Иверской иконой и каждый год ездить с паломниками в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле на могилу брата Иосифа и проводить там панихиды до тех пор, пока он не будет причислен к лику святых. 

— У вас в приходе есть Покровское сестричество, есть братство, скаутская дружина «Путивль», детская танцевальная группа «Матрешки», две воскресные школы. Чем они замечательны, почему важно поддерживать всю эту работу, которая, на первый взгляд, будто бы не связана с церковью напрямую?

Отец Виктор Потапов в скаутском лагере

— Кроме этого каждый понедельник наш протодиакон отец Патрикий Митчелл проводит беседы по катехизису для тех, кто ищет Православие, а по вторникам митрополит Иона (Паффхаузен), который раньше был предстоятелем Православной Церкви в Америке и несколько лет назад перешел в РПЦЗ, ведет беседы о Православии под покровительством нашего прихода.

Почему все это проводится при церкви? Потому что церковь – объединяющее начало. Мы не живем в России. Многие из нас, как, например, мои дети, родились и выросли в Америке, русские американцы. И мы гордимся тем, что являемся русскими. Приход объединяет нас, и это естественно. Например, скауты встречаются в нашем храме, а каждое лето две недели проводят в лагере в лесу. Мы там устраиваем часовню под открыты небом, служим литургию.

Детская группа народных танцев — тоже русское начинание, и, естественно, что занятия устраиваются при приходе. В них участвуют приходские дети. И так же можно сказать о любой организации, которая пользуется нашим приходом для встреч. Это важно, даже если человек не воцерковлен: дети приходят на занятия, а родители ждут их под сводами храма. Я надеюсь, это как-то повлияет на них, и со временем они тоже воцерковятся.

— Я знаю, некоторые молодые прихожане сейчас учатся в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Вы надеетесь, что они тоже помогут приходу?

— Да. У нас там сейчас учатся три молодых прихожанина. Один из них, Андрей Сливин, только что закончил семинарию. Очень хороший церковный человек, у него замечательный голос, бас. Я надеюсь, он со временем станет диаконом и, может быть, даже священником.

— Мне даже не верится, что это те самые ребята-шалопаи, которые еще недавно танцевали в «Матрешках» и занимались в скаутской дружине, и были, прямо скажем, не такими уж серьезными детьми, повзрослели?

О. Виктор Потапов с матушкой Марией Потаповой

— Я в их возрасте тоже был шалопаем (смеется). Но Господь вдохновляет, направляет на правильный путь. Мы все надеемся, что они найдут себе православных невест, которые будут готовы разделить их идеалы и чаяния и не будут возражать стать матушками. Быть матушкой нелегко в современном мире.

— Ваша матушка может это подтвердить, верно?

— О да, да. Я каждый день благодарю Бога за то, что у меня такая супруга. Иногда она устраивает мне «головомойку» (смеется) за неправильные поступки.   

— 75 лет для прихода – это молодость. Как Вы думаете, что приход ждет в будущем?

— Что ждет – один Бог знает. Мы будем продолжать служить, молиться, объединять людей. Будем действовать в том же духе, что и прежде – по молитвам святителя Иоанна.

______________________________________________________

На верхнем снимке: духовенство и прихожане храма святого Иоанна Предтечи. На переднем плане отец Виктор Потапов со старейшей прихожанкой Лидией Герич, которой исполнилось 104 года.