Последний воскресный день, перед началом Великого поста, именуется прощеным воскресеньем. В этот день православные христиане приходят в храм на вечернее богослужение, которое оканчивается чином прощения, когда церковь заповедует нам простить всех нас обидевших и попросить прощения у тех, перед кем мы виновны.
В молитве Господней есть такие слова: «…и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим…». Если Сам Господь, прощая нас, учит прощать согрешения обидящих нас, то как мы можем поступить иначе, если желаем, чтобы благодать Духа Святаго не оставила нас?
Одним из самых светлых слов на земле, является слово «прости». Расставаясь, люди часто говорят друг другу именно это слово, так как прощание может оказаться последним.
Святые отцы говорят, что «люди, сущие в пути», не числятся среди живых и мертвых. А наша жизнь, по словам святителя Иоанна Златоуста, и есть путь:
«Настоящая жизнь есть путь, и нет в ней ничего постоянного, но мы проходим мимо и скорбей ее, и радостей».
В первые века христианства в этот день у монашествующих существовали такие правила: после вечернего богослужения и чина прощения в храме исполнялись пасхальные песнопения, затем иночесвующие в одиночестве уходили в пустыню, чтобы там постом, молитвою и слезами омыть свои согрешения. В обителях оставались только служащие священники и те, кто им помогал во время богослужений. В воскресные дни некоторые возвращались в обители ради таинства причащения, а более опытные появлялись в монастырях только к празднику Вербного Воскресенья.
В нынешнее время нам не под силу такой труд, но мы можем воздерживать сердце от злобы, не осуждать ближних, хранить себя от празднословия и по силе сохранять пост. Об этом и пророк Давид нам напоминает:
«Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:13-14).
Во все дни Великого поста мы слышим в наших храмах коленопреклоненную молитву Пр. Ефрема Сирина. Желательно всем нам знать ее наизусть так, как знали полное Священное Писание Нового Завета многие из святых отцов.
Одно из прекраснейших стихотворений великого русского поэта и писателя было посвящено именно этой молитве:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи! (А.С.Пушкин).
Пусть же Великий пост, начинающийся после прощеного воскресенья, завершится для нас радостью Пасхи, когда труды и скорби нашей жизни обратились бы в нескончаемую радость, о которой говорит нам Сам Господь:
«Радостью наполнятся тогда сердца ваши, и этой радости вашей уже никто не отнимет у вас» (Ин.16:22).