Становление русской общины берет начало с продажи территорий Российско-Американской компании (РАК). 30 марта 1867 г. был подписан договор об этом, а 18 октября того же года в Ново-Архангельске состоялась передача всей территории американским представителям. На основании 3-й статьи договора русское население имело право в течение трех лет вернуться в Россию или же принять американское гражданство.
До 1877 г. все население Аляски находилось в подчинении военных властей США, затем руководство перешло к департаменту казначейства. Многие отмечали, что американцы в это время управляли населением гораздо хуже, чем РАК. Наблюдалось повсеместное притеснение как коренного населения, так и немногочисленной русской общины. Повсеместно стали закрываться школы, открытые в свое время РАК. В 1869 г. А. Гончаренко отметил: «Несчастные дети на Аляске, со дня перемены флага, шляются на улицах в праздности и пьянстве. Русское духовенство на Аляске вовсе оставило детей без всякого призрения».
Многочисленные жалобы о притеснении русских дошли до Санкт-Петербурга. 123 русских и креолов, в основном пожилые люди, бывшие служащие РАК, обратились с общим ходатайством помочь им переехать во Владивосток. При детальном рассмотрении прошения выяснилось, что вовсе не все подписавшие его хотят вернуться в Россию, большинство просто испытывают материальные проблемы. Это письмо заставило забеспокоиться американские власти, и сенатор Гаррисон создал законопроект, касающийся этого.
С 5 мая 1884 г. вступил в силу закон, установивший гражданское управление Аляской. «Одним словом, – писал Г. Лозинский в 1938 году, – поторопившись с продажей Аляски, правительство проявило огромное равнодушие в отношении православного населения и населения, говорившего на русском языке. В результате был нанесен чрезвычайный урон русскому делу, сохранившемуся только благодаря тем глубоким корням, которые оно успело пустить, вопреки всем ожиданиям, в сознание не только креольского, но и туземного населения».
Назвать точную цифру русских, оставшихся на Аляске, трудно, но, несомненно, что это число было незначительным. В то же время здесь жило немало смешанных семей. «Былая русская отсталость, – писал И.К. Окунцов, – чувствуется на Аляске и до сих пор. Экономическое положение их незавидное. Много работают, охотятся, занимаются рыболовством, но мало получают, а условия жизни дорогие. На Аляске все, кроме рыбы и мяса, дорого. Но все же там есть значительное скопление русских выходцев».
Повсеместное оживление американской экономики в начале 20 века внесло некоторое изменение в жизнь русских на Аляске.
В 1907 г. на Аляску привезли группу жителей Кавказа для работы на железной дороге. Для их вербовки на Кавказ отправился американец, который заманивал всех рассказами о том, как много на Аляске золота. Набралась группа из 40 осетин и черкесов, которые через Либаву выехали в Нью-Йорк. «Когда пароход подходил к Статуе Свободы, – писала газета «Новая заря», – горцы решили выйти на американскую землю в черкесках с газырями, в папахах, с кинжалами и шашками, в ноговицах. И когда пароход подошел к пристани, взору находившихся на берегу предстало эффектное зрелище.
Иммиграционные власти были так удивлены и поражены, увидев неизвестных людей в невиданной форме, да еще и вооруженных, что стали спрашивать свое бюро о своих дальнейших действиях в отношении горцев. Начали волноваться: уж не вооруженное ли это нападение на Америку? В конце концов, горцев спустили на берег, но они очутились под арестом. Кавказцы не знали английского языка, и не было никаких переводчиков. Наконец, иммиграционные власти попросили священника русской церкви помочь им разобраться с кавказцами.
Под поручительство священника прибывших освободили. Вскоре они уехали в Сиэтл, а оттуда на Аляску. Здесь они хорошо обустроились. «У кавказцев много детей – настоящие ингуши, – писал тот же Окунцев. – Кто-то пооткрывал здесь духаны. У некоторых имеются упряжки собак в 800 долларов или оленьи фермы. Кавказцы мечтают о том времени, когда они смогут перебраться в Анадырь и похозяйничать в северо-восточном углу Сибири».
Перед началом Второй мировой войны на Аляске не было большого количества русских. Из Харбина сюда перебралась небольшая группа. Когда бывший офицер каппелевской армии С.В. Меркурьев организовал Общество ветеранов Великой и гражданской войн, оно насчитывало всего 8 человек.
Во время деятельности РАК в Ново-Архангельске (Ситка) здесь располагалась ее главная контора на Аляске. С продажей компании русских в Ситке почти не осталось, но продолжала действовать Свято-Михайловская церковь, построенная в 1848 г. Вокруг ее прихода и собирались немногочисленные русские жители окрестных мест. Важным событием в истории Ситкинской церкви было посещение ее президентом Гардингом 22 июля 1923 г. Епископ Алексий преподнес ему просфору с изображением на ней Казанской иконы, а церковный староста П.И. Костромитинов – часть кольчуги А.А. Баранова. В 1927 г. все документы на Ситкинский кафедральный собор были переданы митрополиту Платону. Прихожане решили восстановить права на управление церковью и предложили Иоанну (Злобину) вернуть в Ситку церковное имущество, в частности, книги. Собор, прекрасный памятник старины, сгорел 2 января 1966 г. А уже в ноябре 1976 г. состоялось торжественное освящение восстановленного храма.
В Ситке существовали также русский приют для мальчиков и единственная русская семинария, которая была закрыта в 1909 году.
В столице штата Аляска – Джуно имелся небольшой приход. В 1894 г. из Москвы были присланы деньги на постройку Свято-Николаевской церкви и приходского дома. Немного позже поступили средства на постройку школы. Земля для этих построек была пожертвована. Имелась земля и для православного кладбища. Со временем многое стало приходить в запустенье. Из-за финансовых сложностей был продан церковный дом. Так как приход был немногочисленный, верующие так и не смогли его сохранить. К 1930 г. в Джуно жило еще несколько русских. Один из них, А. Кашеваров, говорил: «Я считаю себя русским, и мы между собой говорим по-русски и думаем по-русски». Мы – это несколько семейств, которые остались на Аляске после 1867 года.
P.S. Автор благодарит Музей русской культуры в Сан-Франциско за предоставление иллюстраций (коллекция А.М. Баранова).