Интервью Высокопреосвященнейшего Николая, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, посвященное юбилею Свято-Троицкой духовной семинарии
Вадим Массальский: “Ваше Высокопреосвященство, в сентябре этого года исполняется 75 лет со дня основания Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Какие главные вехи Вы могли бы выделить в истории создания и развития этого главного духовного учебного заведения Русской Зарубежной Церкви в США? Сколько за это время было подготовлено священников? Где, в каких странах, они служат сегодня?”
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Николай: “Начало истории Свято-Троицкой семинарии неразрывно связано с именем приснопамятного архиепископа Виталия (Максименко), родившегося 150 лет тому назад. Покойный владыка Виталий известен своими миссионерскими, издательскими и пастырскими трудами среди православных на Волыни, где он заведовал типографией Успенской Почаевской Лавры и активно участвовал в народно-общественной жизни. Он стал одним из учредителей «Почаевского народного банка», целью которого было предоставление крестьянам ссуд на покупку земли и сельскохозяйственных орудий. Туда его привлек архиепископ Антоний (Храповицкий), будущий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Пользуясь огромным авторитетом среди местного населения, отец Виталий поддерживал порядок во время событий первой смуты в 1905 году. Рассказывали, что после его ареста в 1919 году, он, ожидая расстрела в польском застенке и не имея антиминса, совершил Божественную литургию у себя на груди. Слава Богу, через некоторое время он был освобожден, благодаря ходатайству митрополитов Антония (Храповицкого) и Варнавы (Росича), будущего Патриарха Сербского, при непосредственной помощи французских властей. Оказавшись в эмиграции в 1922 году, архимандрит Виталий активно продолжал дело Типографского братства Успенской Почаевской Лавры, занимаясь издательской деятельностью сначала в Сербии, потом при Ладомировском монастыре в Словакии. Став же архиереем, владыка Виталий возобновил работу братства в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (Нью-Йорк), выпуская для распространения среди страждущих соотечественников в СССР богослужебные книги и литературу богословского, святоотеческого и духовно-нравственного содержания. В наше время проблема с церковным книгоизданием в странах Отечества, можно сказать, решена, однако, еще несколько десятилетий назад именно труды братии Свято-Троицкой обители утоляли духовный голод соотечественников.
Приступая к своему служению на Американской Руси, владыка Виталий дал обещание Богу: ”все силы отдать на умиротворяющую работу в Церкви”. И, действительно, благодаря его стараниям, в 1935 году удалось воссоединить Северо-Американскую митрополию с Русской Зарубежной Церковью. Затем, при содействии Священноначалия Северо-Американской митрополии, ему удалось организовать Свято-Владимирскую семинарию в Нью-Йорке, став первым ее ректором и деканом. В 1947 году, заботясь о реорганизации Северо-Американской епархии после Собора 1946 года, когда вновь возникло разделение, владыка Виталий, оставшись вместе с четырьмя епископами верным Архиерейскому Синоду во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским), начал думать об устроении новой богословской школы. После прибытия в США Братства преподобного Иова Почаевского из Ладомировского монастыря в Словакии и пополнения им монашеской братии Свято-Троицкой обители в Джорданвилле, владыка Виталий сначала организовал богословско-пастырские курсы, а потом предпринял шаги для открытия там семинарии, поручив Н.Н. Александрову начать действия по получению соответствующего разрешения от Департамента образования штата Нью-Йорк. Вскоре после получения этого разрешения Архиерейский Синод, в то время имевший свое пребывание в Мюнхене, постановил: “Утвердить открытие Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле по представленному плану, и благословить начало первого семестра занятий в ней с 1/14 октября 1948 года”.
Протопресвитер Михаил Помазанский, в течение нескольких десятилетий преподававший в семинарии и получивший свое богословское формирование в дореволюционной Киевской Духовной Академии, подводя итог 25-летию служения архиепископа Виталия в Америке, писал: “Русская Зарубежная Церковь в США и Канаде в течение последнего десятилетия увеличилась в своем составе до ста приходов; многие из них уже имеют собственные храмы и церковные дома. Свято-Троицкий монастырь, который разросся благодаря заботам владыки, обогатился прекрасным храмом, большим новым четырехэтажным зданием, имеет большое хозяйство и ценное оборудование, а главное – хранит те устои и то направление, какие даны ему владыкой Виталием. Большое типографское дело имени преподобного Иова Почаевского, развиваемое при монастыре, Православная Духовная семинария, имеющая статус высшего учебного заведения и готовящая новых пастырей Церкви… Все это в огромной степени дело владыки Виталия, всюду его инициатива и поддержка”.
“Вот такого архипастыря и наставника послал нам Господь”, – не раз повторял покойный митрополит Лавр, получивший из его рук и святое крещение, и монашеское пострижение. Мы надеемся, с Божией помощью, продолжать сохранять и приумножать дух архиепископа Виталия в Свято-Троицкой семинарии, из стен которой, как я полагаю, вышло около 300 священнослужителей. Многие из этого собора духовенства почили, но немало продолжают здравствовать, неся свое служение не только в странах пребывания Русской Зарубежной Церкви, но и в иных Поместных Церквах. Стоит упомянуть, что среди многочисленных выпускников есть и всегда было немало преподавателей, ученых, специалистов, регентов, чтецов, певчих, церковных старост и других деятелей, принесших пользу Церкви Христовой”.
Вадим Массальский: “Вы сами выпускник этой семинарии. Почему решили поступать именно в Джорданвилль, ведь, возможно, были и другие варианты для учебы?”
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Николай: “Да, я закончил ее в 1998 году. Годы, проведенные в Свято-Троицком монастыре, – это самые теплые воспоминания моей жизни. Почему я решил поступить именно сюда? Думаю, это связано с тем, что родители с малых лет привозили меня и моих братьев в монастырь на праздники Святой Троицы и преподобного Иова Почаевского, на паломничества и всякого рода мероприятия, устраиваемые для детей и молодежи.
Я не раз имел счастье проводить здесь лето в качестве трудника или “летнего мальчика”, как нас называли. В этой роли я трудился на монастырских послушаниях, прислуживал в алтаре или читал на клиросе во время богослужений, беседовал на досуге с монахами о духовной жизни, Святых отцах и истории Церкви. Добрые и веселые глаза, доступность, благоговейное служение и проповеди архимандрита Владимира (Сухобока), духовника моей матери и крестной, – оставили глубокий след в моей душе. Интересные рассказы об истории Русской Церкви, ее святых и наставниках, об истории монастыря, жизненном пути архимандритов Киприана (Пыжова) и Сергия (Ромберга), игумена Гурия (Голосова) – людей знающих и культурных, но очень смиренных, имеющих богатейший духовный опыт; трудолюбие и благочестие архимандритов Флора (Ванько) и Иова (Котенко), иеродиаконов Мефодия (Ризана) и Иннокентия (Петрова); чтение трудов архиепископа Аверкия (Таушева), протопресвитера Михаила Помазанского, Н.Д. Тальберга и И.М. Андреевского, до сих пор пользующихся большой популярностью не только у нас, но и в пределах других Поместных Православных Церквей, – все это покорило мое юное сердце и зажгло во мне горячее желание поступить в Свято-Троицкую семинарию. А о ней архиепископ Аверкий (Таушев), этот всемирно известный богослов, писатель и проповедник, ставший ректором Свято-Троицкой семинарии в далеком 1952 году, говорил: “Наша семинария совершенно особого типа. Она не похожа на те семинарии, которые были прежде у нас в России. Воспитанники ее живут в монастыре и подчиняются всем требованиям строго-аскетического монастырского режима, наравне со всеми монахами. Это отнюдь не значит, что мы всех поступающих к нам в семинарию принуждаем к принятию монашества…Наша главная цель — подготовка просвещенных пастырей для Русской Зарубежной Церкви — наилучшим образом может быть достигнута именно благодаря тому, что наша семинария размещается в строгом общежительном монастыре и учащиеся в ней в ежедневных монастырских послушаниях воспитываются в монашеском духе путем соответствующего образования ума, воспитания сердца и закала воли ”.
Короче говоря, люди, которых я застал, их глаза, дела и образ жизни, не говоря уже об атмосфере русского церковного уклада жизни, царившей в этом святом месте, привели меня именно в этот монастырь и в эту семинарию”.
Вадим Массальский: “Кого из Ваших преподавателей, духовных наставников в семинарии Вы до сих пор помните и почему?”
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Николай: “Отличительными чертами большинства преподавателей и монашеской братии являлись глубокая вера, благочестие и духовная трезвенность в сочетании с умеренностью, рассудительностью и чувством юмора.
Помню, иподиакон Евгений Иосифович Клар, четвертый декан семинарии, сразу же обратил на себя внимание как ученый и педагог. Он, будучи наделенным знанием языков и недюжинным умом, обладал способностью интересно и захватывающе преподавать. Он интересно рассказывал, но умел и слушать.
С большим теплом вспоминаю протоиерея Гавриила Кина, который преподавал нам гомилетику, апологетику и другие предметы. Его лекции, интеллект и по-детски простая вера, благочестие, доброта, чистота и весь облик сеяли добрые семена в сердца студентов.
Протодиакон Иоанн Онопко, преподававший нам литургику, привлекал своей любовью к богослужебному уставу. Всегда “с верою, благоговением и страхом Божиим” участвуя в монастырских богослужениях, он проявлял особую заботу о нас, студентах, и новорукоположенных священнослужителях, отечески воспитывая нас в духе любви к храму и службе Божией, мечтал, чтобы и мы ее совершали «благообразно и по чину».
Архиепископ Лавр (Шкурла), закончивший семинарию в 1954 году и имевший диплом за номером 4, преподавал нам каноническое право и догматическое богословие. О нем как о великом архипастыре Русской Зарубежной Церкви очень много было сказано и написано. От себя лишь кратко скажу, что он, будучи истинным монахом-церковником, собственным примером показывал, как нужно вести монастырь и семинарию. Когда владыка не совершал путешествий по делам Архиерейского Синода или своей епархии, он неизменно присутствовал на всех, ежедневно совершаемых, монастырских богослужениях, в том числе на братской полунощнице с последующими за ней часами и Божественной литургией. Он питался с братией в общей трапезной, трудился на послушаниях и в своей канцелярии с утра до времени монастырского повечерия, весьма редко пропускал занятия в семинарии и всегда готовился к ним, постоянно углубляя свои знания и расширяя свой духовный кругозор. Владыка Лавр совершал Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а накануне их – Всенощные бдения, перед которыми обязательно участвовал в малой вечерне с правилом ко причащению и акафистом.
Говорят, святитель Иоанн (Максимович), направивший в нашу семинарию немало студентов из своих духовных чад, в сутки отдавал шесть часов молитве и богослужению, шесть – совершению добрых дел, шесть – труду, и шесть – отдыху. У владыки Лавра, как и у святителя Иоанна, всегда на первом месте были молитва и богослужение, а затем – общецерковные, монастырские и семинарские послушания, которые можно отнести и к труду, и к доброделанию. Его пример способствовал тому, что все семинаристы, не говоря уже о монашеской братии, участвовали в литургической жизни Свято-Троицкой обители, что помогало им лучше осваивать богослужение.
Действительно, и меня в трудные минуты жизни и служения всегда воодушевляет пример покойного владыки Лавра.
Следует отметить и ныне здравствующих архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра, епископа Сиракузского Луку, архимандрита Романа (Красовского), протоиерея Григория Науменко и протодиакона Виктора Лохматова, много потрудившихся в деле подготовки будущих священнослужителей и пользующихся среди них большим уважением”.
Вадим Массальский: “Каким Вам видится будущее семинарии? Раньше на нужды семинарии жертвовали известные люди русской эмиграции, например, Игорь Иванович Сикорский, Мстислав Ростропович. Как сейчас обстоят дела с финансовой помощью семинарии?”
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Николай: “Семинария, как и монастырь, живет благодаря пожертвованиям со стороны клира и паствы Русской Зарубежной Церкви. Существуют и различные стипендии, присуждаемые студентам на основании их академической успеваемости и с учетом их индивидуального финансового положения. Тем не менее, наша богословская школа всегда остро нуждается в средствах для осуществления своей деятельности. Поэтому администрация семинарии очень рассчитывает на наши щедрые приношения.
В настоящее время после четырехлетнего курса обучения выпускники получают степень бакалавра богословия. Первоначальная пятилетняя программа была сокращена без удаления каких-либо основных предметов. А пять лет тому назад семинарией была разработана, а властями Нью-Йорка – одобрена, программа магистратуры, обучение по которой началось с осени 2018 года. Кроме того, следует отметить, что семинария принимает студентов на очную и заочную богословско-пастырские сертификационные программы, существует также и образовательная онлайн программа для мирян.
Заслуживает внимания и то, что за все эти годы монастырь и семинария сумели собрать колоссальный архив по истории русской эмиграции, для работы над сохранением которого еще в 2005 году началась совместная деятельность с Гуверовским институтом Стэнфордского университета. В стенах нашей духовной школы действует Музей русской истории, ставший своего рода “сейфом”, в котором сохраняются воспоминания и сокровища. Как мы видим, на монастырь и семинарию возложена нелегкая и ответственная миссия – хранить наше наследие и готовить смену уходящему поколению. Но к ней следует добавить еще и другую – подготовка кадров ученого монашества. Ведь, как говорил архиепископ Аверкий, “в ученом монашестве – главная опора Церкви”. На Руси монастыри всегда были центрами просвещения, а до изобретения книгопечатания монахи переписывали книги, чтобы сохранить творения Святых отцов и учителей Церкви. Русские обители и семинарии давали Церкви архипастырей, священников, богословов и специалистов. Посему, пользуясь историческими уроками и опираясь на наше богатейшее наследие, мы должны приложить все усилия, чтобы поднимать нашу семинарию на еще большую высоту, делать все для того, чтобы она всегда приносила добрые плоды – достойных архиереев, священнослужителей, монашествующих и миссионеров”.
Вадим Массальский: “В сентябре пройдут юбилейные торжества в Джорданвилле. Какие именно? Планируете ли Вы принять в них участие?”
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Николай: “Да, конечно. Если Бог даст, непременно буду на торжествах и трепетно к ним готовлюсь.
Праздничные мероприятия откроются юбилейным концертом в г. Куперстауне 15 сентября, в пятницу, вечером. На следующее утро в большом актовом зале семинарии состоится церковно-общественное собрание на тему “Православная семинария в 21 веке: пути, вопросы и исторические дилеммы”. Затем по территории монастыря, музею и другим местам будут проведены экскурсии. В тот же день вечером в соборном храме обители совершится Всенощное бдение, а на следующее утро – Божественная литургия с участием архипастырей Русской Зарубежной Церкви и представителей Поместных Православных Церквей. По окончании богослужения участники торжеств приглашаются на благотворительный банкет в пользу семинарии, на который необходимо предварительно записаться. Здесь, помимо других выступлений, состоится презентация нового подарочного издания акафиста Коренно-Курской иконе Божией Матери “Знамение” на церковно-славянском и английском языках. За дополнительной информацией могу посоветовать посетить семинарский сайт: Расписание празднования | Свято-Троицкая духовная семинария (hts.edu)”
Вадим Массальский: “Что бы вы хотели бы пожелать нынешнему поколению семинаристов Русской Зарубежной Церкви?”
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Николай: “Читать, читать и читать… Пользоваться дорогим и спасительным временем в монастыре, ежедневно ходить на службы и углубляться в них, ибо о пропущенном времени потом будем глубоко сожалеть.
Кроме того, как мне кажется, следует задуматься над словами Блаженнейшего митрополита Антония, который в своем прекрасном трактате о нравственном значении христианских догматов пишет, что каждое поколение имеет свою определенную миссию и должно вести свою деятельность и свою жизнь соответственно этой миссии, в рамках которой необходимо осуществить выпавшую на его долю историческую задачу и одновременно содействовать реализации исконных задач Церкви.
Поколение эпохи владыки Антония имело своей целью предостеречь людей от надвигающихся революции и безбожия. Задача же грядущего и современного поколения состоит в борьбе с радикальными идеологиями, насаждаемыми в теперешнем обществе с целью уничтожения в людях веры и нарушения единства Святых Божиих Церквей. Очень важно осознать эту задачу. А так как борьба эта является духовной, то нужно вооружать себя духовными мечами, т.е. молитвой, посещением богослужений, добродетелью, чтением святоотеческой, церковно-исторической, духовно-нравственной и иной полезной литературы, общением с монашествующими в обители и священнослужителями в миру, с интеллигентными, глубоко верующими и опытными мирянами и, особенно, с молодежью в наших приходах.
Чем больше нынешние семинаристы будут общаться, посещая приходы, участвуя в съездах молодежи и детско-юношеских лагерях, тем легче им будет в будущем пополнять ряды Божьего войска, выступающего против враждебных христианству идеологий”.