75 лет назад один выдающийся человек, настоящий монах, духовный лидер, человек с четким вѝдением и необыкновенным смирением, архиепископ Виталий (Максименко), основал Свято-Троицкую духовную семинарию. Он носил в своем сердце не только Евангелие Христово, но и духовное наследие, полученное им от предшественников и духовных наставников, в особенности – преподобного Иова Почаевского и Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). Владыка Виталий был, с одной стороны, приверженцем старинного, неизменяемого уклада, а с другой, – носителем вѝдения и смысла церковной жизни в новой стране, в новых условиях. Он приготовлял пастырей и паству к тому, чтобы они могли принять ранее не виданные вызовы, стоя на твердом фундаменте веры Христовой, придерживаясь в меняющемся мире неизменных принципов духовной жизни и духовного руководства.
Архиепископу Виталию были совершенно чужды такие примитивные жизненные побуждения, как стремление к популярности, выгоде, личному влиянию и власти, церковной карьере. Он был человеком долга, с полным пренебрежением относился к своим личным нуждам; он был прямым и открытым в общении, крайне доступным, проявлял мужество, твердость и настоящую заботу о нуждах Церкви, – не только духовных, но и жизненно-материальных.
Протопресвитер Михаил Помазанский вспоминает: “Свято-Троицкий монастырь. Ночной удар малого церковного колокола, и Владыка зимой по снегу первым прокладывает тропу на общую утреннюю молитву в храме и полунощницу; а после повечерия он почти последним выходит из храма. Вот Владыка у себя в келье. Вы проходите мимо нее: дверь открыта, он сидит за столом и работает. Вы можете видеть обстановку в комнате: стол, стул, божничка, комод для вещей, несомненно, почти пустой, кровать. И это – все. Пришла почта, книга в подарок: тут же книга отправляется с надписью “В библиотеку монастыря”…
Владыка делает ежедневный обход в том месте, где братья совершают послушания: приветствует добрым словом, организует, подбадривает. Общий сбор картофеля осенью: Владыка с лукошком тоже выходит на поле среди братий. К воскресенью для совершения богослужений Владыка обычно уезжает в Нью-Йорк. В руке его тяжелый чемодан, который ему нелегко будет нести через железнодорожные нью-йоркские переходы: это братия передает овощи и другие продукты для питания служащих при епархиальном доме. Уезжая, иной раз скажет: “Если нужно, пользуйтесь для ночлега моею постелью…”
И это – великий архиепископ Виталий. Его богословие – богословие любви, сердца, преданности, служения, равностности, тихого подвижничества и самоотречения… Вот человек, который стоял у истоков нашей Свято-Троицкой семинарии.
Свято-Троицкая семинария изначально была основана для того, чтобы прибывшее из раздираемой войной Европы монашеское братство преподобного Иова Почаевского могло получать систематическое богословское образование. По сей день семинаристы Свято-Троицкой семинарии носят, как и первые монахи-студенты, монашеские пояса. Это не просто традиция, но символ духовной преемственности и послушания – идти и учить народы, окормлять, поддерживать, служить, созидать Тело Христово, быть верными. Архиепископ Виталий смог – своей верой, примером и молитвами – создать настоящее братство, настоящую духовную семью, которой он передал лучшее, что знал, чему научился и что видел как на родине, так и в мире православных изгнанников. Уникальный жизненный опыт каждого члена этой монастырско-семинарской семьи, опыт страданий, не растворялся, а обогащал и углубляла внутренние скрепы общины, подобно тому, как мозаика складывается из разных по цвету и форме частей, составляя единое и прекрасное целое. Семинария стала не столько официальным учебным заведением, сколько школой пастырской подготовки, школой молитвы и богослужения, которая давала реальный опыт православной жизни, учила помимо всего прочего смирению, терпению, трудолюбию.
Свято-Троицкая семинария начала расти и развиваться именно в таком ключе, на таких принципах, формируя и воспитывая новое поколение духовенства и церковных работников для Русской Православной Церкви за границей. Каждый из “старых” представителей монашества и преподавателей семинарии – будем их называть нашими отцами-основателями – обогатил духовное наследие прежнего православного мира, а все вместе они создали на новой земле, в Джорданвилле, то, что архимандрит Константин (Зайцев) назовет “островком исторической России”. Именно исторической, а не советской России. Той, которая в своем лучшем воплощении действительно была Святой Русью, которая привлекала всех, кто к ней прикасался, своей красотой, духовным благородством и великодушием. Архиепископ Виталий привнес почаевский миссионерский дух, игумен Филимон (Никитин) – молитвенную силу старого Валаама, архимандрит Константин (Зайцев) – интеллектуальную глубину университетов Петербургского и Гейдельбергского, профессор Иван Михайлович Концевич – опыт оптинского старчества, архимандрит Киприан (Пыжов) – черты высокой петербургской культуры, архиепископ Аверкий (Таушев) – святоотеческую фронему*, полученную от святителя Серафима Богучарского и архиепископа Феофана Полтавского, профессор Иван Михайлович Андреевский – дух верности и стояния соловецких Новомучеников и исповедников, протопресвитер Михаил Помазанский – традиции многовекового потомственного священства и исторической Киевской духовной академии… Иеромонах Иоанникий так вспоминал свои первые дни в Джорданвилле: “Я поступил в очень дружную, сплоченную духовную семью… Меня, обращенного в православие американца, нужно было приобщить к мощному духовному организму, живой ветвью которого был этот островок. Меня окружили лаской и заботой сердечные люди, сами много настрадавшиеся и натерпевшиеся”.
Можно было бы спокойно и без усилия составить много томов “Несвятых святых” о подвижниках Русской Зарубежной Церкви и, в частности, монастыря и семинарии в Джорданвилле, но временные ограничения не позволяют это сделать на нынешнем собрании. Достаточно напомнить, что когда наш приснопамятный митрополит Лавр (Шкурла), получивший монашеское воспитание у архиепископа Виталия и богословское образование в Свято-Троицкой семинарии, в середине 80-х годов встретился в Греции со преподобным старцем Порфирием Кавсокаливитом, последний знал о Джорданвилле все!
О чем бы хотелось напомнить и к чему призвать священнослужителей и верующих Русской Зарубежной Церкви, в том числе и сегодняшних выпускников и студентов, в день выпускного акта Свято-Троицкой духовной семинарии? Что сейчас самое необходимое для нас, членов ныне вековой Зарубежной Церкви? Несколько лет тому назад я был во Франции, и один пожилой православный епископ на покое поделился со мной такими мыслями: “Одним из признаков Церкви является то, что она вечно древняя и в то же время всегда новая”. Если Церковь только древняя, то она становится застывшим памятником прошлого, реликвией. А если только новая – церковью обновленчества и модернизма, без корней и настоящей идентичности. Мы, члены Церкви, призваны стоять на фундаменте прошлого, но одновременно двигаться вперед, искать ответы, находить нужные слова и решения, использовать новые ресурсы и новые подходы, сохраняя при этом дух и достоинство наших отцов-основателей. Будем же помнить наше духовное наследие, наших отцов-основателей и наших духовных героев. А чтобы помнить, нужно знать. Есть два способа добиться этого, особенно новому поколению новообращенных и людей в Церкви. Первый – знакомиться с биографиями и трудами наших отцов-основателей, искать свидетельства и воспоминаниями о них. Большая часть таких материалов на русском языке пока разрознена, не собрана, не систематизирована и мало известна. Кроме того, необходимо перевести и издать эти материалы для тех, кто русский не знает. Словом, тут нам предстоит проделать большую работу. Второй способ: необходимо быть внимательными и чуткими к старшему поколению священнослужителей, особенно к тем, кто жив и по сей день, но при этом крепко связан с прошлым, к тем, кто лично знал отцов-основателей, был ими воспитан, стал их преемником. Благо, такие люди еще есть в нашей среде. Наши взоры не должны быть направлены на громогласных и всезнающих блогеров и так называемых инфлюенсеров, не следует поддаваться и моде делать все так, “как делают в Москве”. У нас есть своя тихая, но сильная и глубокая, культурная, вдумчивая, благородная, богобоязненная и осмысленная школа молитвенной жизни, богослужений, общинности. Задавайте вопросы, обращайте внимание на мелочи, не торопитесь вносить изменения, сохраняйте то, что имеется – наше духовное и богослужебное сокровище. Наш собор в Сан-Франциско посещало немало представителей духовенства из России. Их больше всего впечатлили не голоса диаконов, не концертное хоровое пение, не красивые облачения – всего этого и в России предостаточно. Они были впечатлены и тронуты доступностью наших архиереев, братским теплом нашего духовенства, тем, как мы уже более века сохраняем в неправославной среде 1000-летнее богослужебное и духовное наследие Русского Православия. Их потрясла сила благодати, исходящей от нетленных мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Их до слез тронули наши американцы – новообращенные в православие.
Будем же хранить традиционный дух Русской Зарубежной Церкви, нашу богослужебную практику, наше пастырское внимание к каждому человеку. Будем хранить и наш традиционный внешний вид – с бородами и длинными волосами. Не лучше ли внешне быть похожими на св. праведного Иоанна Кронштадтского, на протопресвитеров Михаила Помазанского и Василия Бощановского, нежели на фитнес-тренеров, моделей с обложек журнала GQ и бизнесменов, играющих в гольф? Не стесняйтесь носить подрясники, особенно когда путешествуете: у вас будут самые замечательные встречи, люди больше узнают о православии, благодаря вашему внешнему свидетельству и вы сможете преподать им Божие благословение. Для нас и для будущих поколений наши отцы-основатели – не просто великие усопшие. Они по сей день наши постоянные спутники и наставники. Мы вспоминаем их дорогие имена не только из благодарности, но и для того, чтобы не забыть, чему они нас учили, что они нам завещали. Всякий раз, когда у нас возникают сложные вопросы, когда мы находимся на распутье, мы можем себя спросить: “Как бы митрополит Лавр или митрополит Иларион разрешили эту пастырскую ситуацию? Как бы о. Михаил Помазанский (по известным нам его статьям) изложил эту мысль в полемической статье? Как совершается служба в Джорданвилле или в Синодальном и Сан-Францисском соборах? Как себя держит и служит и наш нынешний Первоиерарх, митрополит Николай? Как бы архимандрит Киприан обновил роспись в храме?” И мы всегда получим достойный ответ.
В 1882 году русский историк, профессор Василий Осипович Ключевский в своей известной речи по случаю 500-летия преставления преподобного Сергия Радонежского, отметил, что, несмотря смерть этого святого, даже спустя 500 лет остается жив его дух: “как теплота ощущается долго после того, как погаснет ее источник”, как великая река, которая приводит в действие турбины, давая энергию для новых свершений. В заключение я хотел бы перефразировать этого великого историка: будем знать, любить и чтить наших отцов-основателей, и наши отцы-основатели будут любить нас и продолжат направлять нас на путь истинный.