Почему 4-го июля, на главный американский политический праздник — День независимости, на торжествах в Вашингтоне звучит музыка Петра Ильича Чайковского? И не просто музыка, а одно их самых символических патриотических произведений великого русского композитора — увертюра «1812 год». И не просто в Вашингтоне, а у подножия Капитолия во время праздничного салюта. Ответить на этот вопрос не так и просто. Некоторые американцы, с которыми мне довелось общаться по этому поводу, сами недоумевают: «Почему русские написали музыку, посвященную нашей войне?»
Дело в том, что в 1812-1815 годах молодая американская республика снова (начиная с Войны за независимость) воевала со своей бывшей метрополией — Британской империей. И воевала, мягко говоря, не всегда удачно. В августе 1814 года английские войска, разбив американцев в битве у Бладенсберга, штат Мэриленд, захватили Вашингтон и сожгли Белый дом и Капитолий. С эпизодом этой же войны, а именно с обстрелом английскими кораблями форта Макгенри в Балтиморе, связана и история рождения современного национального гимна США — The Star Spangled Banner.
В то же время, в 1812 году, армия Наполеона вторглась в Россию и после кровопролитной битвы при Бородино заняла Москву и разграбила эту древнюю русскую столицу. Город, в основном деревянный, почти полностью сгорел. Но уже в конце года Русская армия изгнала захватчиков с родной земли, а в марте 1814-го вместе с войсками союзников вошла в Париж. Правда, он не сгорел и не был разграблен.
В память об изгнании Наполеона из России Петр Ильич Чайковский написал знаменитую увертюру «1812 год». Впервые она была исполнена в 1882-м году в Москве, в Храме Христа Спасителя. Звучит увертюра очень торжественно и подходит для любого, особенно военно-мемориального празднества. И опять же роль сыграло само название «1812 год» — год, который у миллионов американцев вызывает свои национальные патриотические ассоциации. А если прибавить к этому, что Петр Ильич Чайковский еще при жизни стал в Америке, по его собственному признанию, знаменитостью даже большей, чем в России, выступал на лучших концертных площадках Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона, то вполне понятно, что и патриотическая увертюра Чайковского стала для американцев частью их собственной классической музыкальной культуры, такой же, как, скажем, произведения Стравинского или Рахманинова. Ее обработки и мотивы продолжают звучать в кинофильмах, телепрограммах и даже мультфильмах.
Любопытно, что сам Петр Ильич в силу своей природной скромности, а также правила воздерживаться от написания конъюнктурных «датских» произведений, вовсе не считал эту, созданную по заказу к юбилею, увертюру удачной и тем более гениальной. Но история распорядилась иначе. Уже при жизни композитора увертюра исполнялась не только в Москве, но и в Смоленске, Одессе, Харькове, Тифлисе, а затем — в Берлине, Праге, Брюсселе. А с 1974 года, с легкой руки дирижера Бостонского оркестра, она стала визитной карточкой празднования Дня независимости в разных городах Америки, включая столицу.
Уже в ХХ веке американский композитор, сын русского православного священника, Игорь Букетов (Igor Buketoff) создал популярную в Америке версию увертюры Чайковского «1812 год», в которой, в частности, к мелодиям, звучащим в оркестровых партиях, добавил хоровые партии с соответствующими словами тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» и гимна «Боже, Царя храни!». Такая версия увертюры часто звучит и на праздничных концертах в честь Дня независимости США.
Даже человек, не обладающий музыкальным слухом, слушая ее симфоническое исполнение у стен вашингтонского Капитолия, легко различит в ней — сквозь гром барабанов, бой литавр и звон колоколов — мелодии французской «Марсельезы» и гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» Кстати, этой «молитвой русского народа» завершается не только увертюра Чайковского, но и традиционный праздничный салют в Вашингтоне 4 июля.
На верхнем снимке: салют в Вашингтоне на День независимости. Источник — Библиотека Конгресса США.