Аста Аристова
Египетский музей-4
Сокровища Тутанхамона
В гробницу положили все личные вещи Тутанхамона, все его статуэтки и бюсты. Египтяне считали, что тело,
воссоединившись с душой, проходит все этапы развитияземной жизни, поэтому нужно положить в гроб все вещи с младенческих лет, употребленные человеком хотя бы один раз.
Одежда фараона весьма скромная: плиссированные «юбки», подгузники, портянки, немис, головные уборы. Но больше всего сандалий всех размеров, начиная от самых маленьких и кончая обувью взрослого мужчины. На подметка х изображены связанные пленные, чтобы фараон все время попирал ногами своих врагов. На некоторых сундучках и ларцах Тутанхамон изображен в военной колеснице с копьем в руках, уничтожая врагов. Это условность тех времен. Фараоны принимали участие в битвах, но не Тутанхамон. Он охотился, и на его колчане написано, что он собственноручно подстрелил несколько страусов. Даже есть сценка на одном из золотых барельефов – успешная охота на страусов, которых потом подбирают слуги. Здесь же выставлены фараоновские копья и стрелы. Тут же хранятся походные палатки, в которых Тутанхамон отдыхал во время охоты, и его походный стул с сиденьем из черной кожи с инкрустацией из перламутра, что должно представлять шкуру леопарда «наоборот» – не черные пятна
на светлом фоне, а светлые пятна на черном. Шедевром искусства является деревянный позолоченный трон. Эта вещь настолько популярна, что ее можно видеть во многих местах. Этот трон можно купить в сувенирном магазине и на нем можно посидеть, пока вам чистят обувь.
На спинке трона – сценка из жизни супругов: Тутанхамон сидит на стуле в какой-то вычурной короне, а перед ним стоит Анхесенамон. В левой руке у нее – вазочка с бальзамом, а правой она нежно втирает бальзам в плечо мужа. У Анхесенамон высокая корона со страусовыми перьями. Цвет кожи супругов – коричневый, а плиссированная одежда – серебряная. В Египте было меньше серебра, чем золота, поэтому оно и ценилось дороже. Над супругами золотой солнечный диск – Атен, с которого спускаются лучи, оканчивающиеся кистями рук. Ручки трона – раскрытые крылья богини Исиды – знак защиты. Концы ручек – головы львиц, о которых уже писалось выше. Ножки – львиные лапы. И несмотря на такое великолепие знатоки считают, что трон – грубый образец египетского искусства и называют его «кустарным». В нем нет того изящества, которое видно в других предметах. Особенно критически относятся к долговязым рукам и ногам царственной четы.
Все в гробнице охранялось Анубисом – богом в образе шакала. Он помогал при мумифицировании и считался богом мертвых. Поверье это произошло, потому что египтяне видели шакалов у падали и думали, что шакалы охраняют мертвых, им не приходилось видеть, как шакалы нападали и убивали животных.
Отдельно, в особой комнате за толстой стальной дверью с вооруженным полицейским, хранятся самые дорогие сокровища: маска, саркофаг, канопы, прекрасные ожерелья с самоцветными камнями, скарабеи из ляписа-лазурита, перстни, венцы, браслеты, воротники и пр. В сокровищнице – иначе ее и не назвать – было больше народу, теснее, чем в других залах. Сфотографировать экспонаты нелегко. В углу стояли деревянные ступеньки, если на них встать, то можно снять весь саркофаг. Судя по обшарпанности, ступеньки поставлены специально для фотографов. Как только Олег забрался на них, подскочил к нему полицейский и грубо спросил: — Do you have a permit? (У вас есть
разрешение?) Олег спустился, показал билет с правом на фотографирование. Полицей- ский отошел. Олег, решив, что на ступеньки забираться нельзя, стал снова наставлять аппарат, подойдя к самой витрине с саркофагом. — O.K., sir!- сказал полицейский, показав на ступеньки повелительным жестом, мол, становись! Олег послушно снова поднялся на ступеньки. Сфотографировал. Спустился и стал рассматривать саркофаг уже не сквозь линзу камеры. — I want a tip, sir!- снова грубо потребовал полицейский, подойдя к Олегу и протянул руку. Олег вынул бумажник, вытащил купюру, кажется, стоимостью в 50 центов, и сунул в протянутую руку. — И здесь бакшиш! — вырвалось у нас. Это оставило неприятное ощущение, правда, продолжалось оно недолго. Мы снова засмотрелись на прекрасные произведения глубокой древности.
Сфинкс
Облака, бродившие весь день по небу, собрались под вечер в большие серые тучи, закрывшие солнце, и пустыня из молочно-янтарной стала серой. Пирамиды, так эффектно выделявшиеся на фоне голубого неба, обесцветились. Блекло, но все же таинственно-величаво выглядел сфинкс. Раньше можно было подходить к нему совсем близко и фотографироваться у его лап, теперь же он отгорожен и стоит в прямоугольном карьере. Рассматривать его можно только глядя поверх ограды. Сбоку видна вся великолепная фигура. Он – 240 футов в длину, 66 – в высоту и 13 – в ширину. Можно пройти вдоль ограды под горку, завернуть за угол и посмотреть на сфинкса спереди, снизу вверх. Его разбитое лицо кажется добрым, а высокий лоб говорит об умном человеке.
Но что такое сфинкс? И почему именно лев с головой человека? Ведь у египетских богов наоборот: человек с головой животного. Эта загадка давно волнует ученых, так же как и вопросы, кто его создал и почему именно в этом месте? Если смотреть на сфинкса сбоку, то видно, что голова непропорционально мала по сравнению с туловищем. Поэтому возникла теория, что вначале сфинкс выглядел иначе.
Тринадцать тысяч лет тому назад среди пустыни высился огромный утес, напоминавший своей формой льва. В то время не было ни Египта, ни египтян, но какие-то люди были, и вот эти неизвестные и сотворили огромную статую
льва.
Изучая следы эрозии на туловище сфинкса, ученые определили, что вымывание произошло от проливных дождей. Встает вопрос: когда же в пустыне могли быть проливные дожди? Ответ: 10,500 лет до Р.Х., в конце последнего
ледникового периода. Когда стал быстро таять ледник, покрывавший большую часть северного полушария, начались проливные дожди, вызвавшие «всемирный потоп», о котором говорится в легендах и мифах многих народов. И Гиза в то время была пышной зеленой степью.
Прошли тысячелетия, иь степь Гизы превратилась вь пустыню. Пески засыпали льва. Часть головы обвалилась. 2,500 лет до Р.Х. фараон Хефрен, построивший вторую пирамиду, приказал из оставшегося куска статуи высечь свое лицо, что и было сделано.
Сфинкса постоянно засыпали пески. Время от времени его отка пыва ли, но пески снова засыпали его. Как-то раз молодой принц ехал через пустыню. Было жарко, и принц устал. Он прилег отдохнуть в тени огромной головы, высившейся среди песков. Ему приснился сон: голова вдруг обратилась к нему и сказала: «Очисти меня от песка, и ты станешь фараоном Египта!» Молодой принц внял мольбе, приказал очистить голову и со временем стал фараоном Тутмосисом IV, а это событиеь приказал описать в стелах и поставить у лап сфинкса.
Арабы , завоевавшие Египет, считали сфинкса языческой нечистью, и в XVI веке один военачальник приказал мамелюкам уничтожить голову. На счастье бомбардирамь удалось только отбить нос, чего, конечно, было достаточно, чтобы обезобразить лицо Хефрена.
Много путешественников восторгалось сфинксом , многие описывали его, но, пожалуй, англичанин Джон Ллойд Стивенс выразился наиболее поэтично: «Несмотря на то, что лицо его выветрено и побито, выражение его мягкое, доброе и умное, и кажется, что, стоя среди окружающих его гробниц, он, как божество, охраняет мертвых».