Египет #14

Египет

Аста Аристова

Египетский музей

Миниатюры

Следующая остановка у небольшой витрины с мелкими предметами тонкой работы. Здесь – глиняные, бронзовые, костяные и деревянные предметы – косметичекие принадлежности. Этим особенно увлекались женщины. Это миниатюрные горшочки и вазочки, в которых хранились сурьма,белила, румяна, а также палочки подводить глаза
и брови. Больше всего нам понравилась тоненькая палочка с миниатюрной рукойи вытянутым указательным пальцем. Ногти и складки на руке вырисованы. Этот палец и окунался в сурьму. Рядом лежали частые гребни, щипчики разных размеров, бронзовые зеркальцаи ступка с пестиком длярастирания косметических приправ.

Эти предметы, так же как и игры – шахматы, шашки и пр. – найдены в гробницах. Стараясь обеспечить человека в загробной жизни всем необходимым, египтя не ставили в гробницу все, что нужно на этом свете, веря, что эти же предметы нужны будут и на том. Несмотря на то, что они были суеверны, они были практичны и расчетливы. Золото и ювелирные изделия не жалели и клали вместе с мумией, но не приносили в жертву ни людей, ни животных , а тех животных, которых употребляли в пищу, не хоронили с усопшим, а съедали сами. Поэтому для усопшего все было воспроизведено в миниатюре.

Например, гробницу какого-то принца охраняла армия полуобнаженных деревянных воинов, раскрашенных в естественные цвета, с копьями и щитами,а на каждом щите – герб того или иного военачальника.

Особенно интересны сценки из быта. Некоторые фигурки всего один или два дюйма в высоту и, вероятно, из керамики. Тут – повара, жнецы, пивовары, гончары, ткачи и представители всевозможных ремесел. Лучше всего запомнилась девочка, месящая тесто. Она стоит на коленях перед большой миской и, вероятно, решила отдохнуть. Судя по выражению лица, девочкаустала. Она села на ноги, а руки положила на краймиски и уставилась вдаль. За ней стоит большая круглая печь, куда потом пойдет хлеб. Уже несколько буханок лежит около нее.

Шейх Эл Балад

Шейх Эл Балад (Староста деревни)

От миниатюрных предметов перешли к крупным. Вот фигура Шейха эл балада V-ой династии ( 2494-2345 гг. до
Р.Х.) – одна из древнейших деревянных статуй в мире. Большие карие глаза из кварца и медные веки совсем как живые. Глубокие вертикальные трещины, от высохшего от времени дерева, как шрамы избороздили одухотворенное лицо с мягкими чертами. Шейх гордо шествует, отставив левую ногу вперед. В левой руке у него – длинный посох, правой, по-видимом у, он держал тяжелый скипетр, потому что рука опущена. Скипетр исчез, от него остался только след: круглое отверстие в сжимающей что-то руке. Фигура изображает довольно полного человека с округлым животом, что говорит не только об умении передать человеческое тело, но и о реализме тех давних времен. Статуя
настолько естественна, что когда ее обнаружили в 1860 году, рабочие при виде ее закричали: «Шейх эл балад! Шейх эл балад! » Что значит «староста деревни», на столько она похожа на местного старосту, и вполне возможно, что он и был прямы потомком великого жреца Каапера, которого представляет данная статуя. И в музейных списках жрец так и записан: «Шейх эл балад».

Принц Рахотеп и его супруга Нофрет

В гробницы ставили статуи усопших, чтобы душа знала, куда идти. В музее много таких статуй. Самое замечательное у них – глаза. Они делались из цветного камня, ресницы – из бронзы, а в зрачки изнутри вбивали медный гвоздик, так что глаза казались живыми и отражали свет.

В гробнице Рахотепа и его жены Нофрет их статуи стояли лицом к лицу, и когда рабочие раскрыли гробницу, глаза статуй сверкнули при дневном свете, они испугались, решив, что это живые люди, и убежали. В музее супруги сидят рядом. Статуи высечены из известняка и потом раскрашены. Относятся к IV династии (2613 – 2484 гг. до Р.Х.). Фигуры весьма статичны. Сидят они совершенно прямо на блокообразных тронах. Лица переданы с большим искусством и действительно похожи на живые. Но тела без особых деталей.

В древнем Египте мужчины были полуобнажены и носили короткое одеяние вроде юбки. Тела статуй окрашивали в коричневый цвет, цвет загара. Статуи женщин – всегда желтоватые.

У Рахотепа – небольшие черные усики, что придает ему латиноамериканский вид. Нофрет закутана в белое одеяние, даже ее левая рука спрятана под ним, однако плечи и шея открыты. На шее нарисовано ожерелье. Красивые лица супругов спокойны и чуть- чуть улыбаются.

Карлик Сенеб и его семья

Карлик Сенеб и его семья


Интересна по композиции небольшая (треть натуральной величины) скульптура карлика Сенеба и его семьи – одно из самых очаровательных произведений музея, столько в нем тепла и семейного счастья. При виде его мы невольно улыбнулись. Однако, что касается композиции, то художник старался соблюсти строгую симметрию, как бы «вписать семейство в картуш». Сенеб с супругой сидят на блоках. Темнокожий карлик сидит, скрестив ноги «по-турецки», сложив коротенькие ручки на груди. На лице его добрая улыбка. Его жена – в белом, нежно обнимает его за плечи. На лице у нее счастлива я улыбка. Под карликом, в том месте, где должны были быть ноги, стоят двое детей: темнокожий сын и желтоватая дочь. Они и создают симметрию с ногами жены.

Дети в то время изображались обнаженными с пальцами у рта, а у мальчиковнад виском свисала длинная прядь волос, которая срезалась, когда он становился мужчиной. Сенеб был начальником текстильной фабрики, должность почетная, и он был очень богат, так что жену его можно приравнять к княгине.

Писцы

Писарь

Один из самых замечательных предметов музея статуя неизвестного псца. Он немного меньше натуральной величины, сидит, скрестив ноги, и смотрит вдаль. Голова чуть наклонилась набок, ка к будто слушает или обдумывает, что писать. Когда мы подошли, то казалось, что он вздохнул, так естественно выглядит эта скульптура, созданная во время IV династии ( 2613-2494 гг. до Р.Х.). На коленях у писца – развернутый свиток папируса. В правой руке когда-то был стилос, т.е. палочка, окунавшаяся в чернила.

Недалеко от него сидит другой писец. Более молодой, с короткими волосами и с более красивым лицом. Но в то время, как первый писец готовитсяписать, этот сидит с развернутым свитком, но без стилоса. Он читал. Причем
читал так много, что глаза его стали красными от напряжения, и сейчас он смотрит вдаль, чтобы дать глазам отдохнуть.