В мышцах сила – в сердце отвага – в мыслях Родина…
Ростислав Полчанинов
Сокола были Панславянским движением, основанным в Праге в 1862 году чехом Мирославом Тыршем, которое путём спорта стремилось сохранить славян от германизации. В России гимнастика соколов была популярна в конце XIX – начале XX века среди военных и в движени ипотешных. Одним из основателей Русского сокольства считается генерал М.Б.Скобелев. Он видал, как на Балканах воевали словенские воины-соколы, чехи и болгары – юноши, которые прошли подготовку в сокольском движении, и оценил плоды этой подготовки. В 1883 г. в Москве было основано Русское Гимнастическое Общество (РГО). А в 1907 году, после указа премьер-министра Российской Империи П.А.Столыпина, РГО стало Русским Гимнастическим Обществом «Сокол». Поддерживали движение и такие люди, как великие русские писатели Л.Н.Толстой и А.П.Чехов, предприниматели и меценаты-старообрядцы Морозовы, и сам Столыпин с сыном вступили в Сокола. Однако советская власть устроила гонения на соколов так же, как и на скаутов-разведчиков, и оба движения продолжили и развивали работу уже в Зарубежье. Многие наши разведчики, как и я, были одновременно и соколами, и скаутами.
Я подростком записался в сараевское общество «Русский Сокол» в 1934 г. Когда Сараево отмечало 20- летие первого местного сокольского общества, к нам слетелось множество соколов, и среди гостей была и группа русских соколов и соколок. Для того, чтобы достойно встретить русскую сокольскую делегацию, наш разведческий отряд попросили помочь поднять в городе русофильские настроения и овации нашему бело-сине-красному русскому флагу,
с чем мы «блестяще справились» по оценке руководителей. Нас пригласили вступить в Сокола, и мы поняли: раз долг русских патриотов – поддержать русское сокольство, то мы его поддержим. Когда в 1936 г. у «Сокольской газеты», которая выходила в г. Вране, появилось приложение «Детская сокольская газета», наш «брат просветитель» предложил мне в ней участвовать. У меня был кое-какой опыт, так как я сотрудничал в разведческом рукописном журнале «Волчий вой», и я дал ему несколько статей на выбор. Он взял мною придуманную легенду «Почему наш флаг бело-сине-красный». Легенда получилась патриотичной, но предельно наивной, при этом написанной явно без помощи взрослых, и, вероятно, именно это качество и понравились «брату просветителю», и он из нескольких моих произведений выбрал именно это.
Когда я приехал в А мерику, я многие годы писал статьи в газете «Новое русское слово» и вёл Уголок коллекционера. Мои статьи для газеты я обычно не посылал по почте, а передавал лично редактору Андрею Седыху (настоящее имя Яков Моисеевич Цвибак), обсуждая с ним мою следующую статью. Однажды, увидев у него на столе «Американски Србобран», я попросил его дать его мне почитать. Седых дал мне всю пачку, сказав, что могу не возвращать, потому что в редакции его никто не читает, добавив, что редакция получает и украинскую «Свободу». Я спросил, могу ли получить и «Свободу», а Седых спросил меня, понимаю ли я украинский. Я сказал, что не только понимаю, но и говорю по-украински. Пришлось вкратце рассказать, как я научился говорить по-украински в Югославии, работая с украинскими детьми…
В «Американском Србобране» ничего особенно интересного не было, но однажды в начале 1987 г. было сказано, что в Вашингтоне словацкие сокола готовятся к ХХ слёту по случаю 125-летия основания в Праге первого в мире сокольского общества. Чтобы на слёте, куда не были приглашены русские сокола, не было антирусских выступлений, надо бы было послать русскую группу или хотя бы делегата, который бы прочитал приветствие от русских соколов. Из двух русских сокольских обществ в США в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе никто не смог поехать, и я попросил прислать приветствие, которое попрошу прочитать кого-нибудь из югославов. Приветствие было получено, и югослав его прочитал, а в отчёте было сказано, что на слёт приехал представитель русских соколов, прочитавший приветствие. Югославы решили это не опровергать.
В приветствии было сказано: «Дорогие сёстры и братья, общество Русский Сокол в Лос-Анджелесе, Калифорния, шлёт вам свои горячие приветствия и наилучшие пожелания всем участникам ХХ слёта. К сожалению, мы сейчас слишком маленькая группа и потому не можем послать свою делегацию на слёт в Вашингтон, но наши мысли тем не менее с вами, и мы всецело поддерживаем ваши замечательные усилия. Мы проводим еженедельные гимнастические занятия с участием 8-15 подростков в церковном зале, и мы имеем наши собственные гимнастические снаряды. Пожалуйста, сообщите нам о результатах слёта, резолюциях и планах на будущее. С сокольским приветом Здорово – Здраво – Наздар И.Г.Эллерт – староста, А.Б.Сергеевский – начальник, С.Е.Эллерт – начальница».
Об этом следовало бы написать в органе связи, но у соколов такого не было. Я не хотел придумывать что-то своё новое, а решил продолжить издание «Путей русского сокольства», прерванное германской оккупацией Югославии в 1941, и выпустил 1 июля 1987 г. очередной 1 (33), в котором обо всём подробно написал.
Я поблагодарил югославов, а они предложили мне возобновить членство в югославском Соколе. Членский взнос в 10 долларов был мною сразу уплачен. У меня началась переписка, и Милена Светлич, одна из сокольских руководительниц, которой я посылал «Пути русского сокольства» с кратким содержанием по-сербски, однажды мне написала: «Эти новости меня обрадовали, и копии Твоего письма я послала некоторым нашим братьям». Никто ведь из соколов разных национальностей в США не знал ничего о русском сокольстве и о существовании русских соколов в США. Это подтолкнуло меня на издание в сентябре 1994 г. «Путей русского сокольства» по-сербски. Всего было сделано 9 выпусков, последний – в июне 2009, и эти выпуски не были переводом с русского. В сербском издании говорилось на другие темы.
Толчком к возобновлению издания «Путей русского сокольства» был слёт в Вашингтоне, и ему был посвящён выпуск 1 (33) от 1 июля 1987 г. Следующий 2 (34) вышел 1 сентября 1990 г., и там говорилось о необходимости создания Русского сокольского представительства в Свободном мире и необходимости что-то делать для возрождения сокольства в России. Выпуск 3 (35) от 1 октября 1990 г. с историей сокольства был задуман для распространения в
России, а в 4 (36) говорилось о русском сокольстве сегодня. В выпуске 6 (38) от августа 1991 г. была статья А.Сергеевского «Сокольство в России сегодня» и как основать сокольское общество, сокольский гимн, песни и стихи. В вып. 8 (40) от 15 февраля 1992 г. была перепечатка статьи «Сокол – птица свободная» из Вечернего Петербурга от 9 января 1992 г., а на 2-й странице – отклик Н.Косниковского на эту статью, а также и заметка из «Литературной России» от 25 мая 1990 г. о соколах. В вып. 11 (43) от 5 ноября 1992 г. была «Внеочередная информация Сокольство в России» А. Сергеевского, а в вып. 13 (45) за апрель 1993 г. – содержание телефонного разговора с Николаем Александровичем Джанумовым, возродившим в Москве в апреле 1991 г. сокольское не общество, а клуб, на базе которого образовался «Союз русских Соколов». Он сообщил, что в 1993 г. в Москве было 6, в Дубне – 2, а в Черноголовке – 1 сокольских клуба. В том же выпуске говорилось, что в 1994 г. в Праге состоится 12-й Всесокольский
слёт. В вып. 14 (46) за сентябрь 1993 г. была статья А.Сергеевского, который, будучи в служебной командировке в Москве, встречал тамошних соколов, а в вып. 15 (47) за декабрь 1993 г. – его же статья со снимками освящения знамени, сшитого в Ка лифорнии, США и подаренного русским соколам в России. Вып. 18 (50) был посвящён участию русских соколов на слёте в Праге. В других выпусках обсуждались другие темы.
Надо отметить, что спустя много лет разведчики и сокола опять провели совместное мероприятие, но на этот раз уже в России. В 1994 г. Зарубежная Организация российских юных разведчиков (ОРЮР) устроила Паломничество ОРЮР вместе с Соколами в честь 200-летия Православия в Америке от Валаама до Урала, в чём помог Росзарубежцентр (ныне Россотрудничество), возглавляемый тогда Валентиной Терешковой, который также предоставил помещение в Дворцах Дружбы в Москве и Петербурге для конференций и выставок в связи с этим Юбилейным Паломничеством.
Неутомимый сокол и соредактор «Путей русского сокольства» Андрей Борисович Сергеевский скончался 7 ноября 2010 г., и некролог, написанный И.Подваловым, был напечатан в вып. 28 (60) за ноябрь 2013. Николай Джанумов руководил «Союзом русских Соколов» (СРС) до своей смерти в 2001 году. Для многих «соколов» в России он стал не просто учителем, а идеалом военнослужащего и просто человека. Принципиальный, порядочный, горячолюбящий свою Родину и до боли переживающий за её судьбу. Сегодня старостой СРС является Андрей Александрович Цыплаков. На сайте СРС, где также числятся мои «Пути русского сокольства», и где я среди награждённых юбилейной медалью «10 лет возрожденного Сокольства в России», сказано: «Сокольское движение имеет большую перспективу, может и достойно внесёт свой вклад в укрепление и развитие России. Наши воспитанники постоянно доказывают верность Родине, как в воинской службе, так и в повседневной жизни, ставя интересы Родины превыше собственных. При полном отсутствии помощи и поддержки со стороны правительственных структур, Русский Сокол продемонстрировал свою жизнеспособность и верность памяти отцов и дедов, с оружием в руках отстоявших Отечество в тяжкие годы чужеземных нашествий, верность Русским национальным традициям — залог успешной работы Соколов на благо возрождения Святой Руси». Бог им в помощь!