Аста Аристова
СОЛНЕЧНАЯ ЛАДЬЯ
Рядом с пирамидой Хеопса стоит совсем новое здание, напоминающее формой огромную двухстворчатую ракушку, вроде устрицы на подставке. Сравнение это можно продолжить: как в устрице таится жемчужина, так и здесь прячется «жемчужина» – солнечная ладья фараона.
Следует рассказать о ритуале погребения у древних гиптян. В течение трехтысячелетней истории религия и обычаи египтян почти не менялись. Вначале считали, что только фараон мог достичь бессмертия, потом это перешло к членам его семьи и к высокопоставленным лицам. Когда произошла демократизация – люди стали верить, что бессмертия может достичь каждый, следует только заплатить жрецам, чтобы они творили нужные заклятия, которые до этого были достоянием только фараонов. И поэтому – чтобы жить вечно – нужно сохранить тело.
Сразу после смерти нужно выпустить душу – «ба». Для этого тело разрезалось с левой стороны. Ба вылетала и возвращалась через некоторое время. После этого тело проходило все этапы развития и роста, которые оно уже прошло один раз в земной жизни. Когда душа возвращалась, то вместе с телом они жили вечно. Поэтому в загробной
жизни человеку нужно было все то, чем он довольствовался в земной, и в гробницу клали его личные вещи.
Кстати, встает вопрос – как же «ба» находила свое тело? Изображения фараона (статуи, фрески, барельефы) создавались при жизни фараона, и по ним душа и находила тело. Лицо соответствовало действительности, а вот тело приукрашали. У всех фараонов широкие плечи, тонкая талия. Однако при Эхнатоне появилась идея реализма.
На реализме настаивал сам фараон, и он представлен,как и был: худой, сутулый с большим тазом.
Хоронили всех – богатых и бедных. Но, несмотря на строгость ритуалов, египтяне были народом практичным. Более бедным не клали в гробницу те предметы домашнего обихода, которые могли пригодиться оставшимся в живых. Да
и в фараоновых гробницах прибегали к воссозданию многих предметов в миниатюре, не говоря уже о статуях близких и слуг, которые должны были сопутствовать усопшему в загробной жизни. Так же поступали и с пищевыми продуктами. Их воссоздавали в миниатюре. Во время похорон в гробницу вносили зерно, фруктыи чаны с пивом. Через несколько дней родственникивскрывали гробницу и забирали все съестное для собственного употребления.
Вернемся к сохранению тела. Итак, выпустив ба, все органы, кроме сердца и почек, вынимались и складывались в специальные сосуды с особым предохранительным раствором. Что касается мозга, то египтяне не знали его значения и никак не могли решить, для чего он, поэтому вытаскивали его через ноздри и выбрасывали. Тело же опускалось в особый раствор, где оно лежало от 20 до 70 дней. Кстати, слово «мумия» – арабское и значит смесь
смолы и мирры, которой бальзамировали трупы.
С течением времени ритуал мумификации тоже подвергся ряду изменений. В этой церемонии жрецы брали на себя роли разных богов, разыгрывая возрождение Осириса.
Миф об Осирисе – довольно сложный и длинный, привожу только основную часть его: боги справляли свадьбу богов Осириса и Исиды. Завистливый брат Сет убил Осириса и разрезал его тело на 14 частей (в иных источниках – на 42) и разбросал их по всему Египту. Исида обратилась к богам за помощью. Они обещали вернуть Осириса к жизни,если Исида сможет собрать все части за одну ночь. Исида с помощью животных, птиц и растений смогла найти все кусочки, кроме одного,который нечаянно съела рыба. Сложив тело м ужа ровно, скрестив ру ки на груди, Исида обмотала тело длинными пеленами и снова обратилась к богам. Но всемогущие боги не смогли вернуть Осириса к земной жизни, потому что не хватало одной части. Однако Осирис воскрес в загробной жизни и стал главным богом ее. Он и научил людей мумификации.
Ученые определили состав растворов бальзамирования, но не смогли определить ни пропорции, ни последовательности, и из попытки воспроизвести египетскую мумификацию у них ничего не вышло. Нужно принять во вниманиеудивительно сухой климат Египта.
После того, как тело пролежало в различных растворах определенный срок,его забинтовывали так, как Исида забинтовала Осириса, а между полотнищами прятали ювелирные изделия усопшего. Затем тело клали в саркофаг, который ставили на «солнечную ладью», названную так, потому что она, как солнце, двигалась на запад, перевозя тело на другой берег Нила. Здесь саркофаг переносили на другую ладью, которую ставили на сани и тащили к входу в пирамиду.
У Хеопса было пять таких ладей, по-видимому, для каждого этапа пути. После погребения ладьи зарывали у подножья пирамиды. Нашли три. Одна – в таком плохом состоянии, что ее невозможно было реставрировать. Вторая – в отличном состоянии, но находилась под тяжелыми каменными блоками, которые своевременно не укрепили, и во время работ один из них сорвался и раздробил ладью. С третьей, найденной в 1954 г., поступили предусмотрительно. Вокруг нее соорудили нечто вроде клети, подперли блоки и потом осторожно вынули. Затем построили специальное здание в виде ракушки, где она сможет простоять еще тысячи лет.
Ладья стоит на высоких подпорках, и ее можно осмотреть со всех сторон, обходя по помосту, проложенному вокруг нее. Длина ладьи – 90 футов, а ширина – 6. И корма, и нос высоко подняты и формой похожи на хобот слона, хотя должны изображать лотос, особенно концом, напоминающим раскрытый цветок. Спереди на ладье – небольшой деревянный балдахин, по-видимому, для жреца, за ним пять пар скрещенныхдлинных весел, лопасти опущены, и своей изящно-удлиненной формой напоминают огромные лепестки лотоса. За веслами – небольшой домик с плоской крышей. Когда-то его покрывали золотые иероглифы, и в нем находился саркофаг. Ладья управлялась двумя параллельными веслами, формой похожими на остальные весла, только эти два скреплены между собой. Судно построено без единого гвоздя, а доски связывались веревками, находящимися в данное время в стеклянном ящике на первом этаже музея. Лежат они грудой, как клубок змей. В других ящиках можно увидеть остатки плетенных матов, трав, зерно и семена. Судя по маслам, впитавшимся в дерево, решили, что, по всей вероятности, именно на
этой ладье перевозили тело Хеопса.
Изящная ладья не рассчитана для больших грузов или долгого служения. Она построена для одного раза и, отслужив, зарыта у подножья пирамиды. Надеялся ли фараон воспользоваться ей в загробной жизни – неизвестно.