Аста Аристов
САККАРА
Недалеко от Мемфиса, в Саккаре, находится самый большой некрополь Египта. Он тянется 5 миль, и в нем – гробницы от 3000 лет до Р.Х. до христианской эры. Покровителем данного некрополя был бог Сокар, отсюда и название места – Саккара, в свою очередь, давшее название огромной пустыне – Сахара. Выехав из полосы зелени, тянувшейся вдоль канала, мы и попали в Сахару. Сахара ошеломляет! Много раз приходилось бывать в американской пустыне и даже ночевать в ней в палатке. Побывали в пустыне в Марокко и коротко в Средней Азии, но ничего подобного Сахаре не видели. По сравнению с ней наша американская пустыня – зеленый рай. В Сахаре же – песок и камни. Нет ни былинки, и все однообразного серо-желтого цвета.
Мы ехали недолго. Вдруг из-за холма появилась ступенчаая пирамида фараона Зосера. Погребальный комплекс Зосера создал Имхотеп, главный советник фараона, который также был гениальным архитектором и одаренным врачом. При нем Египет достиг своего первого расцвета, и по всей стране воздвигнуто ного монументальных каменных зданий. Имхотеп построиль для своего фараона, которого очень любил и уважал, ступенчатую пирамиду – первое каменное сооружение в Египте. Около пирамиды он создал целый ансамбль и окружил его стеной из полированных камней с тонкими изящными пилястрами, стараясь создать впечатление деревянного частокола, каким в то время было принято окружать крепости.
Войдя в узкую дверь в каменной стене, мы очутились в длинной узкой колоннаде. Невысокие толстые колонны напоминают связанные пучки папируса. По обеим сторонам, между колоннами, находятся 42 небольших помещения. «Закутки» сказали бы мы. Это «залы ожидания», где толпились представители номов. Древний Египет был разделен
на 42 нома, т.е. провинции, и в юбилей фараона каждый ном посылал своих представителей на утверждение власти. Посланники прибывали с богатыми дарами и томились в ожидании, пока не приходило время предстать перед фараоном.
Тридцатый год царствования фараона считался юбилейным, когда фараон закреплял за собою власть. К этому юбилею строились временные здания из дерева и папируса и перекрывались тростниковыми крышами. Зосер же приказал построить постоянный каменный комплекс, что и было исполнено, но камни выложены так, как будто это тростник и дерево. Интересно заметить, что колонны, похожие на связанные стебли, вдохновили греков создать граненые дорические колонны. Цифра 30 стала чисто символической, и каждый фараон отмечал свой юбилей,
когда ему хотелось, сколько бы он ни царствовал. Некоторые фараоны справляли свой 30-ый юбилей каждые 5 – 6 лет.
Пройдя по колоннаде, мы вышли на широкий двор. Слева – стена, а справа – пирамида Зосера. Туристов немного, но зато много вооруженной конной охраны. Мы засмотрелись на всадников, которые группами и поодиночке гарцевали по двору и забирались на кряж, там, где внешняя стена обрушилась. Своим присутствием они, казалось, не столько соблюдали порядок, как создавали особый колорит.
На серо-желтом ровном холе, на синем фоне неба выстроилась цепочка бедуинов. Наездники гордо сидели на тонконогих конях со змеиными шеями. Они были в длинных светлых одеждах: белых, сероватых и кофе с молоком. На головах – покрывала того же цвета, прижатые сверху цветным шнуром. Седла и уздечки – яркие, пестрые, у некоторых с розово-красными помпонами. У всех за спиной винтовки, но только первый, со смуглым красивым лицом, как у шейха из романтичного фильма, держал винтовку дулом вверх. Мы залюбовались ими. Они – красивы, не то, что вот эти четыре мешковатых полицейских на светлых верблюдах в темно-синей форме и беретах. Им, наверное, очень жарко. Они сидели, ссутулившись, причем не верхом, а либо «по-турецки», либо подтянув одну ногу так, что она лежала поперек спины верблюда, и на ноге лежала винтовка. Им, вероятно, было очень скучно. Туристы – народ смирный, и всем было строго-настрого приказано ничего не поднимать, никаких «сувениров» с собой не брать, так что вели себя безукоризненно.
Наше внимание привлекла Тони. Она стала рассказывать про пирамиду: 5000 лет тому назад людей хоронили в так называемых «мастабах», что по-арабски значит скамья. Это прямоугольное сооружение, в середину которого ставили гроб. Чем богаче и знатнее человек, тем больше его мастаба. В некоторых было до 30 помещений.
Фараон Зосер был умный, талантливый и добрый человек, поэтому Имхотеп хотел создать ему особенно великолепную мастабу, потому что, по мнению Имхотепа, до сих пор не было такого великого фараона, как Зосер. Мастабу строили не из глинобитных кирпичей, как полагалось, а из камней, величиной с кирпич, и клали камни так же, как клали бы кирпичи.
Когда Мастабу построили, Имхотеп решил, что этого мало, и приказал построить еще одну сверху. Сказано – сделано. Но и этого было недостаточно для Имхотепа, и он приказал построить сверху еще одну, затем еще и еще, пока не образовалась пирамида из шести ступеней. 413 наь 344 фута – в основании и 200 футов высотой. В пирамиде – 11 коридоров, и стены их облицованы фаянсом. Сверху она покрыта отполированным камнем. Затем построили храм, несколько молелен и других зданий, и весь комплекс обнесли крепостной стеной.
Облицовка давно исчезла, благодаря жителям, растаскавшим ее на свои нужды. Камень обветрился, многие здания разрушились, стена местами исчезла совершенно. Но все же весь ансамбль создает сильное впечатление. Сохранилось еще совсем небольшое строение в виде сарая. Это сердаб, что значит «потаенное место». В стене его две дырочки, вроде таких, какие бывают в заборе, когда из доски выпадет сучок. Если посмотреть в дырочку, то можно увидеть Зосера. Мы по очереди подходили к застекленным окошечкам. Подошла и я, и сразу отпрянула. Неожидала, что лицо фараона будет так близко на уровне с моим! Не ожидала горилла-подобного лика. Фигура (это только копия, оригинал в музее в Каире) – из черного известняка, нос отбит, и поэтому плоское лицо, обрамленное немисом, похоже на обезьянье. Всмотревшись, можно увидеть резко очерченный рот и высокий гладкий лоб.
Зосер хотел каждый день встречать великого бога солнца – Ра, но хотел это делать в тайне, без свидетелей. Имхотеп обещал это исполнить, и вот уже 5000 лет Зосер встречает восход Ра из своего потаенного места. Недалеко от своего любимого фараона Зосер построил свою гробницу. Это подземная двухкомнатная «квартира». В первой, прихожей, Имхотеп встречает гостей, во второй он их развлекает и потчует. Рельефы прекрасно сохранились и исполнены с изумительной деталью, начиная от завитков на париках и кончая каждым листочком на деревьях и
кустах.