Галина Артамонова
В наше теперешнее сложное время, когда культурная жизнь только начинает возрождаться после большого перерыва, вызванного пандемией, любой праздник, спектакль, концерт становится событием. Вот и для всех нас настоящим подарком стало выступление хора Храма Христа Спасителя в Сан-Франциско, в воскресенье, 26 декабря, устроенное в самом Храме. И хотя зрителей было не так много, но это были истинные ценители духовного пения.
Хор под ру ководством регента Сергея Рябченко исполнил в основном рождественские песнопения. Мы услышали богослужебные распевы, задача которых – вызвать в душе умиление и молитвенный настрой. Все стихиры, тропари и кондаки были исполнены на удивление деликатно и мягко. Мне хочется перечислить имена всех участников концерта, подаривших нам эту тихую радость: солисты хора –Надежда Шишова и Дмитрий Анисимов; сопрано – Елена Халиуэл, Ксения Надельсон, Ольга Волкова; альты – Корина А лафгани, Дарья Черкасова, Ирина Рябченко; тенора – прот.Филипп Халиуэл, Наталья Украинская; басы – Михаил Халиуэл, Николай Рябченко, Питэр Шуалбенберг, Георгий Шереметев.
После концерта в трапезной Храма за чашечкой кофе мне удалось побеседовать с композитором и регентом хора Сергеем Рябченко.
Г.А. (Галина Артамонова): Сергей, вначале хочу поздравить с успешным проведением концерта. По-моему, это ваше первое выступление за время пандемии. То есть вы не выступали около 2-х лет. И впервые на сцене, вернее на амвоне, мы увидели смешанный хор. Ранее мы знали только мужской хор Храма – «Дьякония». Скажите, с чем связаны эти изменения? И существует ли ваш прежний мужской хор?
С.Р. (Сергей Рябченко): Да, мужской хор существует. Изменения связаны с тем, что собраться во время пандемии очень тяжело. Сегодня вы слышали выступление приходского хора.
Г.А.: Он звучал по-другому, но очень хорошо и как-то мягче.
С.Р.: И я тоже был приятно удивлен.
Г.А.: Это ведь было концертное исполнение. Думаете ли Вы продолжить это начинание?
С.Р.: Как и все случайные начинания, их хочется продолжить.
Г.А.: В концерте были исполнены 10 песнопений. Все они написаны одним автором, Вами. Это новые произведения? Исполняете ли Вы их на богослужении?
С.Р.: Да, это просто мои композиции. Некоторые мы исполняем много лет. Иные написаны совсем недавно.
Г.А.: Во время литургии в Храме звучат произведения других православных композиторов – Рахманинова, Чеснокова, Гречанинова, Архангельского. Вы не исполняете их в концерте. Почему?
С.Р.: Концертные произведения великих мастеров требуют длительных репетиций. Мои произведения не такие сложные и доступны для приходского хора.
Г.А.: А есть планы включить их в концерты?
С.Р.: Нет, для нашего хора это очень сложно. Для концертного исполнения этих произведений нужна большая профессиональная подготовка.
Г.А.: Русское церковное композиторское творчество разделено на два направления: Петербургскую и Московскую школы. Петербургская представлена, такими композиторами как А.Ф. Львов, Г.Я.Ломакин, М.А.Виноградов, А.А.Архангельский, в основном определялась деятельностью Придворной Певческой Капеллы. Московская же является продолжателем вековой богослужебно-певческой традиции и знаменита такими композиторами, как А.Д.Кастальский, П.Г.Чесноков, А.Т. Гречанинов, С.В.Рахманинов. К какой школе Вы себя относите – к Московской или Петербургской?
С.Р.: Ровно посередине. Отец Василий Калиновский, который был настоятелем Храма Христа Спасителя, мой учитель – это Петербургская школа. В Польше он учился православному пению у профессора из Петербурга. А я сам из Москвы.
Г.А.: Каковы критерии и каноны написания композитором, назовем так, “истинно церковных” и “истинно молитвенных” песнопений? И что нужно для написания духовной музыки?
С.Р.: Ничего, кроме того, чтобы Господь это дал и благословил. Нужно только истинное желание и молитва. Я получал музыкальное образование долгие годы. И на этой почве виден такой результат. Но нет никаких критериев. Есть люди, которые мало образованы, но написали удивительные произведения. И наоборот. С прекрасным образованием не могут писать духовную музыку. Например, мы поем «Херувимскую» Гурьянова. Он жил недалеко от Валаама и был ровесником Иоанна Крестьянкина. У него не было музыкального образования, но его «Херувимская» проста и глубока, и я ее очень люблю.
Г.А.: Сергей, Вы практически каждый год ездите в Россию. Бываете ли Вы на церковных службах, посещаете ли концерты духовной музыки?
С.Р.: Так как я приезжаю на короткое время, то удается побывать на службах только в Троице-Сергиевой Лавре и в Оптиной Пустыни. Где и наслаждаюсь прекрасными монастырскими хорами.
Г.А.: Какой мужской хор является для вас эталоном?
С.Р.: Их два. Оба мужские монастырские хоры – Киево-Печерской лавры и Троице-Сергиевой. Матфей Мормыль – регент хора Троице-Сергиевой лавры был величайшим регентом, мой любимый регент. К сожалению, я не был с ним знаком. Просто боялся к нему подходить. (Архимандрит Матфей скончался в 2008 г. Вот что говорит о нем митрополит Тверской Амвросий : «Отец Матфей – это легенда. Он так же, как и отец Кирилл, был лицом Лавры, ее сердцем. В первую очередь в Лавру ехали к преподобному Сергию, а во вторую очередь – послушать хор отца Матфея. Пение лаврского хора было эталоном. Его невозможно превзойти, несмотря на усилия многих людей, на талантливейшие подражания»)
Г.А.: Вы окончили Московскую консерваторию по двум факультетам – исполнительскому и композиторскому. В те времена не изучали нашу духовную музыку. Когда и где Вы для себя от крыли этот драгоценный пласт русской музыкальной культуры?
С.Р.: Только когда приехал в Америку. Моя жена Ирина повела меня в церковь. Я практически никогда до этого не был в Храме и не слышал духовной музыки. И на меня это произвело очень благостное впечатление.
Г.А.: А как же Вы стали регентом?
С.Р.: Это была инициатива настоятеля Храма Христа Спасителя отца Василия Калиновского. И сначала все получилось. Неофитам всегда очень легко. Но, честно говоря, я был за отцом Василием, как за каменной стеной. Ведь по своему первому образованию он регент и очень хорошо разбирается в православном пении. А мое музыкальное образование не позволяло спорить со мной моим хористам. Вот так и сложилось..
Г.А.: Сергей, как композитор Вы заявили о себе давно, еще в России. У Вас есть много произведений для струнного квартета, сочинения для виолончели, скрипичные произведения. Продолжаете ли Вы писать светскую музыку?
С.Р.: Нет, с тех пор, как началось увлечение церковной музыкой, это вытеснило все другое. Времени на остальное просто не осталось. Это поглотило меня полностью. И не было даже ни мысли, ни желания писать что-либо другое.
Г.А.: Сколько лет Вы служите регентом? И насколько отличается, скажем, быть руководителем русского народного хора или же быть регентом Храма?
С.Р.: Я служу регентом с 1998 года. До меня в Храме руководила хором Людмила Морри, но она ушла по семейным обстоятельствам. Я никогда не был дирижером народного хора. Но любой руководитель хора, где все основано на добровольных началах, должен отличаться чуткостью и дипломатичностью, но при этом открытостью и прямотой.
Г.А.: Сергей, я знаю, что было очень трудное время в Храме Христа Спасителя лет десять тому назад, когда, после ухода отца Василия, настоятелем Храма стал другой священник. Многие прихожане ушли из Храма, кстати, в том числе и я. Как Вам удалось сохранить хор в такой обстановке?
С.Р.: С Божьей помощью. Пение – это молитва. И когда происходит совместна я молитва, то все другое уходит на второй план. К тому же нужно знать, что и когда сказать, быть очень чутким, понимающим и дипломатичным.
Г.А.: Сергей, Вы совершили просто невозможное. В том, что хор не распался и удалось сохранить почти весь состав
– в этом Ваша колоссальная заслуга. А какие у вас отношения с новым настоятелем, отцом Филиппом Халиуэлом? Как он поддерживает ваши начинания?
С.Р.: Когда алтарь и клирос находятся в согласии – это просто райская жизнь. У нас уютное и спокойное бытие. Отец Филипп сам участвует в хоре, все его дети поют в хоре. Он энтузиаст хора. И при этом он не оказывает никакого давления. У него есть особый дар незаметной молитвы. Мы не замечаем, а он молится и молится, он молится за нас в любых наших неприятностях и сложных обстоятельствах.
Г.А.: Сергей, где еще исполняют Вашу духовную музыку?
С.Р.: Мои композиции размещены на сайте Храма. И любой регент может взять мои ноты и исполнять.
Г.А.: То есть Вы отдаете это на общее пользование и совершенно бесплатно?
С.Р.: Да, и буду очень рад, если кто-то возьмет их для исполнения «Туне приясте, туне дадите» (Даром получил, даром отдай).
Г.А.: В хоре у вас поет вся семья – жена Ирина и сын Николай. Это семейная традиция или Ваш диктат?
С.Р.: Когда он был младше, то прислуживал в Храме, а года два назад он стать петь в хоре. Ну а моя жена Ирина привела меня в этот Храм, и, как оказывается, в хор тоже.
Г.А.: И традиционный вопрос, Сергей, расскажите о Ваших планах.
С.Р.: Знаете, Галина, в наше время очень трудно говорить о планах. Хорошо, чтобы все шло по восходящей линии. Я помню начало пандемии. В Храме все службы проводил только отец Филипп. Практически один. Второй шаг – это отец Филипп и его дети. Через несколько месяцев служили отец Филипп, его дети и я. А потом – еще моя жена и иколай. Две семьи. И так мы провели весь Великий пост и первую Пасху. При закрытых дверях. Это очень тяжело. Не дай нам Бог еще такое пережить. Хор появился через год после начала пандемии. Даже наш храмовой праздник 2020 мы пели вчетвером. И только после появления вакцины хор смог запеть. Но на клиросе все должны были стоять на расстоянии шести футов. Хористы занимали очередь, чтобы попеть. Можно было петь одновременно восьми хористам, потом десяти. Сейчас более-менее все вернулось на круги своя. Всего полгода хор поет в нормальном состоянии. И все очень рады и счастливы, и, я думаю, это было просто возрождение.
Г.А.: Ваши планы по поводу мужского хора «Дьякония»?
С.Р.: Начиная с февраля, надеюсь, возобновим репетиции мужского хора. У нас состоялось две репетиции в ноябре, это дает надежду, что с Божьей помощью мы сможем дать концерт ближе к лету.
Г.А.: Ваши пожелания нашим читателям к празднику Рождества?
С.Р.: Желаю всем, чтобы Господь был милостив, и Oн был всегда с нами.
Г.А.: А мне, в свою очередь, хочется пожелать очень талантливому и трудолюбивому музыканту и композитору, мудрому руководителю Сергею Рябченко, всем хористам Храма Христа Спасителя, его настоятелю отцу Филиппу дальнейших успехов во всех их начинаниях. А всем нам, читателям газеты «Русская Жизнь» – наслаждаться русской духовной музыкой, новыми радостными песнопениями, как в храмовом, так и в концертном исполнении.